Гусеничная, плавающая, десантируемая с самолетов военно-транспортной авиации парашютно-реактивным способом боевая машина имеет вес 8,2 тонны, запас хода до 500 километров, развивает скорость до 63 километров в час на суше и до 10 километров в час на воде (плавать БМД-2 может еще и назад, но намного медленнее - со скоростью в полтора километров в час). Она имеет изменяемый дорожный просвет, что дает возможность десантироваться из самолетов, а также улучшает возможности машины в ходе маскировки на местности.
БМД-2 вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42, которая была спроектирована для уничтожения живой силы, легкобронированной техники и воздушных низколетящих целей. С ней спарен 7,62-миллиметровый пулемет. Кроме этого, для борьбы с бронированными целями противника у БМД-2 имеется противотанковый управляемый комплекс.
Боевая машина имеет закрепленные на бортах тент для укрытия и маскировочную сеть (зимой - белую, а летом - зеленую). Ульяновские десантники доработали БМД: с двух сторон у каждой машины закреплены походные комплекты. Это ящики, где находится запас самых необходимых вещей, которые могут потребоваться отделению, внезапно поднятому по тревоге. В НЗ входит комплект дров, печка, газовая плитка, палатка, свечи, аккумуляторы, запас веревок, шанцевый инструмент, лопаты, кирки. Все для того, чтобы десантники не тратили время на сборы, а запрыгнули на машину и отправились бы на выполнение задачи.
Унифицированная машина воздушно-десантных войск. Помимо того, что на ней транспортируется личный состав, она может применяться для перевозки любых грузов, монтажа практически любого вооружения.
В ульяновской бригаде есть, как минимум, три варианта БТР-Д. Первый - со смонтированным на нем пулеметно-гранатометным отделением. Десантники и здесь внесли свои изменения: придумали систему крепления крупнокалиберного пулемета и станкового гранатомета АГС, состоящую из тросиков. Это позволяет воинам на ходу вести в одно и то же время огонь сразу из двух орудий.
Второй вариант, стоящий на вооружении противотанковых подразделений - БТР-РД - имеет две пусковые установки 9П135М1 (или 9К111-1 "Конкурс"). В том случае, когда бронетранспортер вооружен "Конкурсом", он способен уничтожить до десяти танков. Наземный "истребитель" поражает цели на расстоянии до четырех километров.
На третьем варианте - БТР-3Д - смонтирована зенитно-артиллерийская установка ЗУ-23. Есть вариант, когда в машине перевозится расчет с переносным ракетно-зенитным комплексом 9К38 "Игла", который способен обстреливать воздушные цели, летящие на скорости до 320 метров в секунду, а также в том случае, если противник применяет ложные тепловые помехи.
База всех гусеничных машин унифицирована (разница лишь в том, что бронетранспортеры имеют на один каток больше). Запчасти же, которые могут понадобиться для ремонта или восстановления, одни и те же.
На базе БТР-Д также сконструирован пункт разведки и управления огнем дивизиона (батареи) артиллерии ВДВ 1В119. Его задача - связь с самоходным артиллерийским орудием "Нона-С" и управление огнем, так что две этих машины обычно находятся на поле боя вместе.
120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С9-1М "Нона-С" - уникальная даже для сегодняшнего дня артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий разных видов. Ее назначение - непосредственная огневая поддержка подразделений ВДВ на поле боя.
"Нона-С" способна поражать не только живую силу и разрушать оборонительные укрепления противника, но и вести борьбу с танками. Специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды могут стрелять на дальность до 8,8 километров. Их эффективность схожа со 152-миллиметровыми снарядами гаубиц. Для борьбы с бронетехникой применяются и кумулятивные снаряды.
Машина развивает скорость до 60 километров в час на суше и до 9 километров в час на плаву. Она оснащена специальной системой, которая производит самостоятельные расчеты и выдает данные, которые необходимо ввести для точной стрельбы.
В число трех машин, которые поступили в 31-ю бригаду после развертывания в ней разведывательного батальона, входит БТР-80, который в уже в ближайшем будущем будет заменен на более современный БТР-82А, принятый на вооружение российской армией в прошлом году. Плавающий бронетранспортер имеет восьмиколесную базу, запас хода до 500 километров. Он более мобилен, чем БМД - на шоссе развивает скорость до 80 километров в час.
Основное вооружение БТР-80 - 14,5-миллиметровый станковый крупнокалиберный пулемет Владимирова. В БТР-82А установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, спаренная с 7,62-миллиметровым пулеметом.
Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы РБ-531Б "Инфауна" предназначен для защиты автобронетехники и личного состава от поражения радиоуправляемыми минными взрывными устройствами и оружием ближнего боя. "Инфауна" в автоматическом режиме ведет радиоподавление средств подрыва радиоуправляемых минных устройств в радиусе до 150 метров. То есть, комплекс способен прикрыть целую роту бронетехники.
Кроме этого, "Инфауна" имеет камеры с пусковыми устройствами, которые в автоматическом режиме фиксируют выстрел из противотанкового, либо ручного гранатомета и производят отстрел аэрозольных боеприпасов. В течение двух секунд завесой они прикрывают десантников.
Комплекс развивает скорость до 80 километров в час. Большой плюс заключается в том, что он может действовать как в составе подразделения радиоэлектронной борьбы, так и инженерно-саперных подразделений. У "Инфауны" есть режим, который позволяет сопровождать саперов, ведущих разминирование. Машина следует за ними и, в непосредственной близости, ведет радиоподавление.
Мобильный автоматизированный комплекс технического контроля радиоэлектронной имитации и постановки помех радиоэлектронных средствам "Леер-2" создан на базе бронированного автомобиля ГАЗ-233114 ("Тигр-М"). Это высокотехнологичная машина, которая проводит комплексный технический контроль и оценку радиоэлектронной обстановки. "Леер-2" используют для обнаружения и пеленгования средств ультракоротковолновой радиосвязи, работающих на фиксированных частотах, а также созданию радиопомех. Спецаппаратура позволяет вести поиск по частоте, измерять параметры обнаруженных сигналов, пеленговать их, регистрировать с привязкой к координатам местности. На шоссе "Леер-2" развивает скорость до 125 километров в час.
В автопарке десантников есть специальный автомобиль МТО-АМ (мастерская технического обслуживания) на базе КамАЗ-5350 "Мустанг". Это выездной "автосервис", который может заниматься ремонтом и восстановлением машин на месте.
КамАЗ-43501 создан специально для ВДВ. Этот легкий десантный автомобиль может "прыгать с парашютом", для чего его сделали компактным. Это самый маленький по грузоподъемности "Мустанг". Основное использование автомобиля - перевозка личного состава, а также подвоз материальных средств.
Уже в нынешнем году в бригаду поступят более современные "Тигры".