31.07.2014 00:00
    Поделиться

    Яков Миркин: Если будем умными, после санкций выйдем на рост экономики

    Вчера Евросоюз принял очередной пакет экономических санкций против России. Власти США также в стороне не остались. И ввели ограничения для некоторых российских финансовых организаций - им теперь будет труднее занимать деньги в Старом и Новом Свете. О том, как очередные санкции могут отразиться на всей мировой экономике, в своей статье для "РГ" рассказал известный экономист, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин:

    - Нужно различать короткое и долгосрочное воздействие санкций. "Завтрашний" эффект не очень велик. Санкции так спроектированы, чтобы ни в коем случае не затронуть текущий поток нефти и газа в Европу и расчеты за него. Это значит, что полностью сохранен весь поток валютных доходов, поддерживающий здоровье российских финансов.

    За январь-май 2014 года, по данным Росстата, положительное сальдо торгового баланса составило почти 100 миллиардов долларов, прибавив 10 процентов. Это значит, что у бизнеса есть средства расплатиться по своим валютным долгам. Мы даже кое-что исправим в том, как устроены российские финансы.

    Крупный бизнес слишком увлекся получением иностранных денег. Наша финансовая машина искусственно удерживалась слишком мелкой, провинциальной. Теперь есть повод ею заняться: лучше насытить экономику деньгами, кредитами, снизить процент, осторожно оздоровить рубль (он сейчас переоценен), усилить финансовые рынки, запустить ударный пакет налоговых льгот для тех, кто готов наращивать производство. Впереди - сокращение импорта и, если будем умными, экономический рост, шаги к импортозамещению.

    Спасибо за санкции! Встряска давно была нужна. Но все это случится, только если те, кто решает "наверху", встретят санкции максимумом стимулов роста внутреннего спроса и предложения.


    Фото:depositphotos.com

    Тяжелее последствия санкций на длинную дорожку. Официальная политика Евросоюза и США - вытеснение России с рынка топлива в Европе. Плюс "технологический бойкот". Вдобавок - перекрытие не минутное, а надолго каналов внешнего финансирования. Это жесткий вызов, с ним сложно справиться. Ряд важнейших секторов экономики на 50-80 процентов зависят от импорта. По многим точкам наша зависимость от импорта оборудования, технологий, лекарств, потребительской техники превысила критические значения. Значимая часть научных школ и ключевых технологий утеряна.

    В этой ситуации мы на развилке. Хороший ответ - проводить модернизацию, высвобождать энергию среднего класса и бизнеса, усиливать до ударных стимулы к росту, поднимать долю накопления, уйти в "финансовый форсаж", как это сделали в Азии. Попытаться создать свое экономическое чудо в условиях расширения предпринимательских свобод, снижения рисков внутри страны. Сделать все, чтобы пришли прямые иностранные инвестиции, несущие с собой новые технологии. Из любой страны света, дорожки найдутся.

    Есть и плохие ответы. Закрыться и перейти к мобилизационной модели экономики. Это путь в никуда, в огромные потери для населения. Еще один неудачный выбор - остаться там, где мы сейчас находимся - стягивание всего в руки государства, налоговый и командный нажим. Это лучший способ со временем отстать, быть слабее.

    В любом случае впереди - сложные времена. За три месяца, за год-два от разлома не избавиться. Могут быть временные примирения с западными странами. Могут быть два-три шага назад от нынешней конфликтности, но раны, нанесенные последними событиями и санкциями, глубоки. Восстановление прежнего уровня интеграции России в мировое сообщество может занять 10-15 лет. Конечно, в том случае, если мы станем сильнее, как экономика, займемся догоняющей модернизацией, останемся открытыми, рыночными, сможем улучшить качество жизни. Станем честнее, устраним коррупцию.

    Эта реальность может не нравиться. Она может по-разному оцениваться с точки зрения, кто прав, кто виноват. Но это - реальность.

    Процесс введения санкций растянут во времени, затрагивает небольшие кусочки мировой экономики и не задевает самого главного, что придает устойчивость ЕС - потоки сырья из России. Для тех западных компаний, кому санкции выходят боком, были время и возможность адаптироваться. Сократить лимиты на Россию, переключить сделки на других контрагентов. Мир собирается расти после кризиса, не обращая внимания на отдельные неурядицы.

    Другое дело - если и дальше продолжится концентрация политических рисков вокруг Украины, и конфликт будет становиться все горячее. В этом случае может быть задет сырьевой мост "Россия - ЕС". Это неизбежно приведет к взрывам финансовой нестабильности, к огромным текущим напряжениям в хозяйственной конструкции ЕС. Европа неизбежно станет эпицентром финансового и экономического кризиса. Аналог - приступ острой болезни вместо ее вялого течения, как хроники.

    Санкции, украинские события - часть того, что называется геополитикой. Мировой порядок - это всегда борьба кого-то с кем-то. Шахматная доска. Одни империи исчезают, другие усиливаются, третьи теснят четвертых. Сегодня возникает многополярный мир, и страны жестко конкурируют за сферы влияния. Конечная расстановка сил неизвестна. Останутся ли США и вместе с ними G-7 центром всего и вся, или же возникнет более сложная архитектура мира? Узнаем об этом лет через десять.

    В любом случае выиграет тот, у кого больше идей и энергии, больше творчества и свободы, выше качество жизни. Поэтому России придется ответить на вызов. Стать изобретательнее, инновационнее, легче на подъем. Умной, а не чугунной силой. Найти собственные рецепты "экономического чуда". Стать тем, к кому притягиваются, а не от кого уходят в европейский, азиатский или какой угодно выбор. Если и когда Россия будет производить 6-8 процентов вместо 2,8 мирового ВВП, это будет другой разговор.

    Поделиться