В следующем году штрафы могут серьезно повысить, сообщили "РГ" в РЖД. Это предусмотрено концепцией развития пригородных перевозок.
Но если вы сели в поезд на перроне, где не работала касса или ее нет, то контролеры возьмут с вас только за проезд. Или вы сможете купить билет на выходе с перрона в конце поездки. Комиссионные за оформление проездного в вагоне или при выходе контролеры в этом случае брать не имеют права.
Обязанности разобраться с таким пассажиром возложены теперь на перевозчика. Но если "заяц" начинает наглеть и отказывается выходить из вагона, то контролеры вправе вызвать транспортную полицию, уточнили "РГ" в РЖД. И тогда без оформления административного нарушения не обойтись.
Железнодорожники надеются, что новые полномочия и ужесточение контроля "на линии" повысят выручку за проезд. И не придется тратить деньги на латание дыр в заборах, которые проделывали "зайцы". Только Московская железная дорога потратила в этом году около 3,5 миллиона рублей на ремонт оград.
Снизится и число несчастных случаев на путях, надеются эксперты. За первое полугодие 2014 года 87,8 процента несчастных случаев произошло из-за того, что пассажиры бродили по путям в неположенном месте да еще перед близко идущим поездом.
В регионах большинство пригородных пассажирских компаний проблему безбилетного проезда решили - турникетами, "армией" разъездных билетных кассиров и частных охранных предприятий. В Красноярске "зайцев" сегодня не более 3-5 процентов от общего числа пассажиров, в Новосибирске - не более 3-5 процентов. Только в Московском регионе есть большие резервы, считают в РЖД.
Но те, кто хочет все же сэкономить на проезде в электричке, могут купить абонемент для многократных поездок. Есть несколько видов таких билетов и по срокам действия, и по числу поездок, говорится в правилах перевозки. Тарифы на такие многоразовые билеты в обязательном порядке согласовываются с региональными органами. Пассажир в праве выбирать абонемент на рабочие дни, на выходные, на все дни недели или просто на определенное число поездок. Стоимость "ежедневного" абонемента устанавливается из расчета 50 поездок в месяц. Цена абонементного билета "рабочего дня" - из расчета 42 поездки в месяц. Сейчас стоимость билета на электричку может достигать 300 рублей - это слишком дорого и многие билеты на поездку просто не покупают. Хитрят. Берут билеты на вход и бегают... Поэтому одним из возможных вариантов борьбы с "зайцами" может быть снижение максимальной стоимости билета перевозчиками. Например, максимальную стоимость билета можно ограничить - 100-120 рублями. Большинство "зайцев"-бегунов попадают в категорию тех, кто покупает билет за 30 или 60 рублей. Если человек пытается обмануть, то он все равно на входе через турникет заплатит 30, на выходе заплатит 30, да еще и бегает от контролеров за эти деньги по всему составу, отмечают в РЖД. Поэтому нужно сильно увеличить штраф за безбилетный проезд. Если человек не оплатил проезд, штраф должен быть колоссальный. Ранее начальник департамента управлением бизнес-блоком "пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых предлагал увеличить штраф за безбилетный проезд в пригородных электричках до европейского уровня. "Там суммы начинаются с 60 евро. В Швейцарии - 60 евро, такая же в Германии, во Франции 80 евро", - говорил он.