Новости

15.08.2014 12:28
Рубрика: Общество

Ректоры вузов идут в школы

"РГ" не раз обращалась к теме управляющих советов школ. С нового учебного года у них появятся новые полномочия, кроме того состоять в совете станет еще престижнее. Это уже не те родительские комитеты, которые были раньше и куда мало кто стремился попасть, потому что они практически ничего не решали, существовали формально и только отнимали время у вечно занятых мам и пап. Сейчас все не так.

Как рассказал директор Московского института развития образования Антон Молев, в последние три года управляющие советы в столичном образовании стали все заметнее и весомее. Особенно их значимость проявилась при реформировании школ, объединении в крупные образовательные комплексы, когда возникает много спорных моментов, и без мнения общественности не обойтись. Управляющий совет сегодня может решить многое: проверить финансовую деятельность школы, не согласиться с образовательной программой, вмешаться в административные решения. Но, главное, чего недоставало до сегодняшнего дня управляющим советам - ответственности за принятые решения. Ее все равно несли директор и администрация школы. Чтобы изменить ситуацию, решено с нового учебного года начать общественную аккредитацию управляющих советов при департаменте образования города. Так, управляющие советы получат полномочия, вплоть до выборов директоров школы и утверждения их кандидатур. Вместе с полномочиями появится и ответственность. Пока, правда, далеко не все советы столицы готовы к аккредитации.

По словам Антона Молева, формально существующие управляющие советы в Москве сегодня можно условно разделить на три категории: первая - те, что только начали действовать и пока существуют формально, вторая - постоянно воюют с директорами школ и раздувают конфликты и третья - смогли наладить эффективное партнерство с администрацией школы. Именно им аккредитация потребуется в первую очередь.

- Сейчас родители все активнее вмешиваются в деятельность школы. И не только в организационные вопросы, но и в содержательную часть, - рассказывает Ефим Рачевский, директор Центра образования N548 "Царицыно", - раньше чаще денежные вопросы обсуждали, начиная с попечительских советов, которые были созданы в 90-е годы. Теперь все больше говорят об образовательной программе, о ее качестве, о том, переходить на пятидневку или нет, о дополнительном образовании. И ситуация действительно такая: они принимают решения, а я несу ответственность. И совет создавал тоже я, хотя сами родители должны были это делать. Но если туда раньше было никого ни загнать, то весной у нас проходили выборы в управляющий совет, не хуже чем в гордуму. Стало престижным туда попасть. Я как-то был в Великобритании и удивлялся, как там люди гордятся тем, что состоят в родительских советах. Спросил одного англичанина, кем он работает, ответил, что руководит школьным управляющим советом и только потом я узнал, что он начальник полиции какого-то города. То есть для него важнее было первое. Сегодня мы тоже приходим к этому.

Самый наглядный пример того, насколько значимой может стать работа управляющего совета - школа N2095 "Покровский квартал". Его возглавил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Ярослав Иванович уверен, что вообще такие общественные организации должны возглавлять социально-активные люди. Не обязательно ректоры вузов, их на все школы не напасешься, но директора музеев, клиник, крупных предприятий, научных институтов, те которые возьмут патронат над учебным заведением. Ведь образовательные комплексы сегодня имеют бюджеты небольших городов, до 500 млн. рублей в год! Ими нужно уметь правильно распоряжаться, иметь опыт управления, ну и конечно быть заинтересованным в подготовке новых кадров. В "Покровском квартале" управляющий совет представил программу своей работы. По ней организовали пять лицейских классов, создали пять образовательных профилей для старшеклассников. Для преподавания приглашают профессоров из разных вузов, в том числе из Высшей школы экономики. Управляющий совет решает и кадровые вопросы. Например, провел выборы заместителя директора школы. Следующий этап - сделать так, чтобы была возможность выбора образовательных программ, различных кружков и даже педагогов. Кстати, в управляющие советы входят и старшеклассники, которые тоже могут выдвигать предложения по поводу того, что интересно им самим.

Это раньше школы были закрытыми и никто не мог вмешаться в деятельность педагогического коллектива, сейчас ставка делается совсем на другое. На максимальную прозрачность и участие в работе родителей, представителей общественности. Все вместе это должно привести к повышению качества образования.

Последние новости