Новости

24.09.2013 00:29
Рубрика: Общество

Родители вызывают школу

Когда будет покончено с поборами в школе и зачем нужна учебная шестидневка?
В "Российской газете" сегодня 183 ученика - это дети сотрудников редакции. А всего в России 13 млн 362 тысячи школьников. То есть наши вроде как капля в море. Но то, что происходит в школах, мы прекрасно знаем по собственному опыту. И о поборах с родителей, и о сложностях с переходом на школьную форму, и о том, сколько стоят "бесплатные" учебники...

"РГ" решила провести на улице Правды свое родительское собрание. Причем мы пригласили поучаствовать в нем всех читателей. А потому наше собрание смело можно назвать всероссийским. Очень надеемся, что "наверху" будет услышан голос каждого родителя.

Наталия Шкарлат, мама ученицы престижной школы, Москва:

- Когда дочь принесла уточненное расписание уроков, мы ахнули: каждый день по шесть уроков. А в субботу семь! И там значатся физика, обществознание, история, география, физкультура. Причем геометрия шестой урок после физкультуры. А "на закуску" еще технология, где девочкам расскажут, как готовить. Окончательно добило предложение собраться у кого-нибудь дома "бригадой из семи человек", все приготовить, а на следующий урок принести...

Попытались ввести школьную форму. Синюю. То есть купленная в прошлом году форма другого цвета не годилась. Девочкам разрешается теперь ходить только в юбках. Брюки даже в холодную погоду нельзя. В школе есть только буфет с напитками, булками и чипсами-печенюшками. Хорошо еще, что поборы у нас "небольшие": на тетради для контрольных работ, бумагу для распечаток, учебники иностранного языка (два комплекта с рабочими тетрадями и диском) и сбор с класса суммы в пользу школы... Примерно на 10 тысяч рублей набегает.

Ольга Бухарова, мама пятиклассника, Пушкино Московской области:

- Весной нам сказали, что все учебники для пятого класса дадут осенью - дети будут заниматься по новым учебникам и заявки только-только успели собрать. А накануне 1 сентября объявили: надо купить книги по французскому языку, информатике. Назвали авторов.

Нашла эти учебники с надписью "ФГОС", то есть Федеральный государственный образовательный стандарт. Оказалось, нужно без этой надписи. В итоге ребенку выдали старые учебники по информатике из библиотеки. Когда уже начались занятия, понадобился комплект для занятий по английскому языку. В итоге покупка всех необходимых пособий обошлась примерно в 3 тысячи рублей.

Когда я поинтересовалась в местном департаменте образования, сколько денег выделяется школам на учебные пособия, мне назвали цифру 1100 рублей на одного ученика. Получается, что если вышел из лимита, покупай книги сам. В начальных классах, когда занятия проходили в одном кабинете, родителям пришлось собирать деньги на навесные потолки, парты, телевизионную панель... В этом году директор школы уверяла, что деньги из бюджета выделяются только на ремонт коридоров, а все остальное делается либо силами родителей, либо на спонсорские деньги.

Иван Сас, дедушка шестиклассника:

- Наш школьник всегда ждал пятницы как праздника: вечером, пусть и поздним, мы отправлялись на дачу. Зато вся суббота была наша. Эта вольница закончилась, когда ребенок пошел в 5-й класс: оказалось, что у старших классов шестидневка. Выходной школа отняла явочным порядком, просто поставив перед фактом.

Мы полагали, что в ходе реформ случаются всякие несуразности, но их быстро поправят, учитывая мнение общественности. Надежда крепла еще и оттого, что, например, глава департамента образования Москвы Исаак Калина на сайте ведомства рекомендовал столичным школам придерживаться пятидневной учебной недели.

И вот наш ребенок стал шестиклассником. Но школа, вопреки рекомендациям ее руководителей, по-прежнему лишает выходного и учеников, и родителей. Я принадлежу к поколению, которому пришлось жить и трудиться по шестидневной рабочей неделе. И когда во второй половине 60-х партия и правительство узаконили пятидневку, это воспринималось как огромная победа. Вскоре на пятидневку перешла и школа. Правда, плата оказалась дорогой: школа перешла с 10 лет обучения на 11.

Сегодня, возвращаясь к шестидневке, школа приводит аргументы: ученикам нужно осваивать больше необходимой информации, все это не вмещается в рамки старых программ. Хотите, чтобы дети отдыхали? Давайте пожертвуем еще годом учебы, сделав 12-классную систему обучения.

Тенденция "грузи семью" со стороны школы проявляется все отчетливее. К примеру, ученики вынуждены нести на уроки труда рейки, бруски, фанеру, гвозди, саморезы и прочие материалы. Такого не было даже в наше послевоенное полуголодное время.

Когда верстался номер, наш школьник принес радостную весть: субботняя учеба отменяется! Это только в нашей школе или везде?

Андрей Полухин, папа ученицы 4 класса, Воронеж:

- К счастью, школьная форма, которую мы приобрели прошлым летом, еще подходит. А значит примерно 3 тысячи рублей останется в кармане. Пару учебников на этот раз удалось взять в библиотеке. Остальные обошлись в 3500. Завуч пояснила: книг нужного образовательного стандарта нет. Школа перейдет на него, но начнет с первых классов, вот малышам, дескать, с книгами и повезет.

Да нам, в общем, тоже повезло: в одной из гимназий города, где детям выдали только пару нужных учебников, с родителей берут по 500 рублей за "аренду книг".

Ольга Герасименко, мама ученика гимназии, Москва:

- В школах, где углубленно изучаются какие-то предметы, абсолютно точно приходится покупать учебники, рабочие тетради и диски за свой счет. Я не против этого, но считаю, что уже на первом собрании в школе родителям должны честно сказать: вот эти учебники школа даст вам бесплатно, а за эти придется заплатить. Нам это сказали. Кстати, комплект книг для углубленного изучения иностранного языка стоит около 1500 рублей.

Моей дочери-первокласснице в прошлом году выдали бесплатно настолько потрепанные, исписанные ручкой учебники, что она даже расплакалась, когда взяла их в руки. Пришлось срочно бежать покупать новые... Кстати, каков срок "жизни" школьных учебников? Три, пять, десять лет.

Ирина Штерман, мама школьницы из Иркутска:

- Дочка учится в привилегированном учебном заведении, где существует дресс-код, предписывающий ходить на занятия в пиджаке и только в пиджаке. Кто не понял, в чем, собственно, проблема, советую для начала примерить пиджачок и посидеть в этом наряде часов восемь в душном классе. Потом можете попробовать надеть поверх него ветровку, куртку или пуховик, то есть ту верхнюю одежду, что обычно носят подростки. И вы увидите, что это, во-первых, страшно неудобно, во-вторых, выглядит по-идиотски.

Попытки как-то пересмотреть школьный наряд наталкиваются на принципиальность администрации. "Лицей - официальное учреждение, и дети должны быть одеты соответственно, - заявила директор. - Поэтому мы настаиваем на деловом стиле одежды". Да кто бы спорил! Но объясните мне, почему из всего делового гардероба надо было выбрать самую неудобную вещь? Почему запрещены жилеты и сарафаны? Почему считается, что трикотажный кардиган нельзя? На эти вопросы ответ один: "Когда дети кто в чем, это ужасно". Можно подумать, что когда все в пиджаках, это не ужасно. Пиджаки-то все разные - длинные, короткие, широкие, узкие. Есть в полоску, есть в клетку, а также "брусничного цвета с искрой". Так что если и имеется какое-то единообразие во внешнем виде лицеистов, то оно в том, что все дети выглядят одинаково плохо.

Закон помогает родителям

- расходы на оплату труда учителей, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек несут госвласти регионов, которые предоставляют субвенции местным бюджетам

(п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273);

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

(п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273);

- платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, которая финансируется федеральными или местными бюджетами. А если школы все же получили эти средства, то обязаны их вернуть

(ч. 2. ст. 101 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273).

Какое наказание могут понести директора школ за то, что собирают деньги с родителей на учебники?

- Как минимум их могут привлечь к административной ответственности по статье 19.1 КоАП РФ ("Самоуправство").

"Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права... влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей".

С сайта "РГ"

Летом собирали деньги на косметический ремонт класса. Новые окна поставили только в 3-4 кабинетах на первом этаже, на другие нет денег. Зато в классе интерактивная доска - здорово, конечно, но лучше бы на эти деньги поменяли окна, сделали ремонт в классе.

Татьяна (Петрозаводск)

Администрация школы принуждает покупать школьную формы у конкретной фирмы. Форма дороже, чем в розничных сетях города.

Кирилл (Новосибирск)

Половину учебников купили. Охрану, уборку, ремонт оплатили.

Людмила (Саратов)

Учителя начальных классов перекладывают свою работу на родителей, домашнее задание делаем по 3-4 часа минимум, объемы шокируют.

Юлия

Мы пошли в 1-й класс. Кружки в школе бесплатно, а продленка только до 14.00.

Виктория (31, юрист, Калуга)

У нас платные учебники даже в 1-м классе!!! Охраны в школе нет вообще.

Юлия (37, юрист, Ленинградская область)

Нам в начальной школе навязывают шестидневку. Приходится изучать русскоязычным башкирский язык, учебники крайне неудачные, да и нет нормальных методик преподавания национального языка русским. Учитель английского второй год берет для класса учебник Биболетовой, который тоже очень плохой, пришлось с этого года нанять репетитора. Заметно подорожал учебник по математике Петерсон.

Татьяна (Уфа)

В школе постоянная текучка кадров учителей, особенно по английскому. Педагоги уходят даже в середине года.

Екатерина (Мытищи)

Компетентно

Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:

- Никогда школа не имела такой свободы, как сейчас. Почти все вопросы можно решить с помощью Совета школы. Обычно в Уставе школы прописано, какая рабочая неделя принята в учебном заведении - пятидневная или шестидневная. Но если родителям что-то не нравится, они могут обратиться в Совет школы и предложить свои варианты. Я знаю школы, где первая и четвертая четверть - пятидневки, чтобы родители и дети могли выезжать из города на выходные, а вторая и третья - шестидневки. Я, например, за пятидневку. Если нет такой возможности, то пусть хотя бы в сентябре и октябре не будет шестидневки.

Ограничений по количеству уроков в законе нет. У нас успешно работают школы полного дня, когда дети приходят в школу к 9 часам, а уходят в 18. При этом устают не больше тех, кто проводит в школе только 5-6 часов. Все дело в чередовании нагрузки. И с этой точки зрения физкультура между физикой и геометрией - не так плохо. Но надо правильно организовать учебный процесс. Например, увеличить переменку на 5-10 минут. Какой будет продолжительность урока и переменки, решает директор, но управляющий совет может внести свои предложения, к которым администрация обязана прислушаться.

Новый Закон "Об образовании в РФ" позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальный учебный план. Теоретически для каждого ученика можно составить индивидуальный график занятий. Один будет заниматься в субботу, а другой - нет.

Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:

- По закону школы обязаны бесплатно предоставлять в пользование учебники и учебные пособия в пределах Федерального госстандарта. Деньги на закупку учебников выделяются региональными бюджетами. Принуждение родителей к сбору денег на ремонт школы и охрану противоречат законодательству. Однако если на заседании общешкольного родительского комитета принято решение оказать школе помощь в ремонте на добровольной основе, - пожалуйста. Но, подчеркиваю, принуждение к сбору денег недопустимо.

Илья Крылич, представитель министерства образования Омской области:

- Два-три года назад большинство омских школ было за пятидневку. Сейчас в средних и старших классах все-таки принята шестидневка. Из федерального бюджета на учебники пошло 93 млн рублей, еще 62, 5 млн рублей выделил областной бюджет. В общей сложности было закуплено 600 000 экземпляров. В эти дни как раз заканчиваются поставки книг. Что касается учебных пособий, то мы обеспечиваем рабочими тетрадями лишь начальную школу и детей из малообеспеченных семей. На ремонт школ в этом году было выделено 900 млн рублей. В итоге отремонтировано 220 школ, 75 из них - в Омске.

Сергей Бебчук, директор школы N 1199, Москва:

- У нас в школе все 20 лет - пятидневка. По учебникам мы работаем мало, в основном используем их как учебные пособия. Каждый месяц в обязательном порядке собираем со всех родителей по 100 рублей на чай и булочку. Это перекус помимо бесплатного обеда и полдника. Полдник вообще-то полагается на детей из социально незащищенных семей, но Совет школы решил, что полдник будет делиться на всех учеников, которые в этот момент находятся в школе. За все время существования школы за государственный счет мы ремонтировались только один раз. Из 58 деревянных окон четырнадцать нам заменили на пластиковые. И деньги на ремонт закончились. Если бы мне выдали на руки эту сумму, думаю, мне хватило бы на все окна.

Пресс-служба департамента образования Москвы:

- Пяти- или шестидневный режим обучения выбирает администрация школы вместе с родительской общественностью. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому рекомендовать всем один из них было бы неправильно. В каждом случае школа может решить, как будет удобнее для учеников.

Собрание провели Ирина Ивойлова, Наталья Ячменникова