Главред "Литгазеты" указал на место Солженицына в истории России

Открытое письмо Ю. Полякову, писателю, главному редактору "Литературной газеты"

Возмущена бесчестной клеветой в адрес А.И. Солженицына, напечатанной Вами на портале газеты "Культура" 20.09.2014: "Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза... по сути исторической России, но фактически призывал американцев начать против него войну".

Вы не можете не знать, что в феврале 1974 года Солженицын был арестован, лишен гражданства и под конвоем выслан из страны. Об этом гражданам СССР сообщил ТАСС в центральной прессе. Если, зная это, Вы печатаете приведенные выше слова - значит, Вы сознательно лжете. Если же Вы не знаете этого всеизвестного (по крайней мере, в истории литературы ХХ века) факта, то странно, как Вы при этом возглавляете "Литературную газету". И, будучи на этом посту, недостойно повторять клевету о призывах к войне, состряпанную против Солженицына в глухие советские времена 5-м управлением КГБ по борьбе с инакомыслием. Напротив, будучи в изгнании, Солженицын на долгие годы впал в немилость у американской прессы именно за то, что защищал историческую Россию. Да, он считал, что большевики исказили ее лик, и упорно убеждал не приписывать русскому народу жестоких черт коммунистической практики Ленина-Сталина. Не сомневаюсь, что молодое поколение разберется, что считать за правду, в чем подлинный патриотизм и кто его настоящие носители.

Наталия Солженицына

P.S. Оригинал письма вчера был отправлен в редакцию газеты "Культура".

Людмила Сараскина, литературовед, критик:

Прочитала на портале газеты "Культура" (20.09.2014) комментарий Ю. Полякова, главного редактора "Литературной газеты", под названием "Точка зрения". Высказывание глубоко меня поразило. Цитирую: "Нынешний заблаговременный предъюбилейный ажиотаж в связи с приближающимся столетием А.И. Солженицына, на мой взгляд, выглядит в какой-то мере неуместным. Не стану обсуждать литературно-художественные достоинства его творений, однако вынужден заметить: Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза (а СССР, хотим мы того или нет, по сути одна из политических версий исторической России), но фактически призывал американцев начать против него войну.

Никто не предлагает вычеркнуть Солженицына из списка выдающихся соотечественников, но и культовую фигуру из него лепить явно не следует. Чтобы деятели культуры молодого поколения не делали для себя заведомо порочных выводов. В противном случае власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного болота ".

Ю. Поляков может как угодно относиться к предстоящему столетнему юбилею А.И. Солженицына, может считать этот юбилей неуместным, ненужным, даже вредным и опасным. Его право. Но как писатель и редактор общественно-политического еженедельника, на первой полосе которого помещены портреты А.С. Пушкина и А.М. Горького, он не имеет права грубо обманывать читателей и собратьев по перу, повторяя клевету на Солженицына, распространявшуюся еще в 1970 годы известными инстанциями с известно какими целями.

Мне, автору книг о Солженицыне, невозможно оставаться безучастной к клевете на него, которой, увы, так же много (и было, и есть ныне), как грязи на наших дорогах.

Что значит "Солженицын уехал в свое время из Советского Союза"? Неужели Ю. Поляков не знает, что Солженицын не "уехал", а был насильно депортирован ("выдворен") из страны специальным правительственным указом? Солженицын в феврале 1974 года прошел через арест, тюрьму Лефортово, аэропорт Шереметьево, пассажирский самолет, где его охраняли восемь агентов КГБ: они-то и вытолкнули писателя на трап, когда самолет приземлился во Франкфурте-на-Майне, а арестант до последней минуты не знал, куда летит.

Ю. Поляков это все, конечно, знает, не может не знать. И зачем он еще повторяет и отвратительную клевету про "фактический" призыв Солженицына к американцам начать против СССР войну? Где эти "факты"? Пусть бы Ю. Поляков их изложил, как и положено цивилизованному обвинителю. Но к чему цитаты, доказательства, ссылки на источники, когда можно мазать ненавистного юбиляра широкой редакторской кистью?! И где служба проверки фактов газеты "Культура", поощряющей клевету? Наверное, нету такой службы у "Культуры", а если она и есть, то до таких больших редакторов, как Ю. Поляков, не дотягивается. Так что не миновать, по-видимому, и мне "санкций" от "Литературной газеты"...

Ю. Поляков сегодня не одинок в клевете на Солженицына. Как и иные его единомышленники, он повторяет старые клевeты - уже не только советского производства, но и измышленные американской прессой - клевeты, которые Солженицын опроверг еще в своей книге "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов" 15 лет назад: "Боже, да я именно не призывал к войне, это переврала американская пресса, - но именно в таком виде докатилось до наших соотечественников... поди теперь докричись" (Новый мир, 1999, N 2, с. 83). В 1975-м он полагал, что не надо воевать с Америкой, нужна, напротив, политика "открытых ладоней".

"Нужны такие отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами, чтобы не было обмана в вооружении, чтобы не было концентрационных лагерей, чтобы не было психиатрических домов для здоровых. Чтобы не сжимались горла женщин от слез". (Александр Солженицын. Публицистика: В 3-х т. - Т. 1. - С. 278-279). Однако уже спустя три года после выступлений в США Солженицын писал в "Зёрнышке", что при ближайшем знакомстве Америка уже не казалось ему честным союзником русского освобождения, по их реестрам русские не числились угнетенной коммунизмом нацией, всемирным угнетателем американский Конгресс называл не коммунизм, а Россию...

Что же касается тревоги Ю. Полякова о "заведомо порочных выводах" (каков, однако, оборот!), которые могут сделать для себя "деятели культуры молодого поколения", то они сделают такие выводы именно в том случае, если будут полагаться на клеветнические вымыслы, кем бы они ни воспроизводились.

Разместила эту заметку минувшей ночью на "Фейсбуке" и "ВКонтакте" и к утру получила уже сотню откликов и десятки перепостов о "Точке зрения". "...Потерял ощущение времени и шкалу оценок...", "Возрождение вырождения. Ренессанс деграданса", "Поразительно, как люди не чувствуют ветер времени, который дует против них. Полякова тоже унесет торнадо. А Солженицын останется". Конечно, останется. В этом нет никаких сомнений.

От редакции

Мы не могли не предоставить слово для уточнения своей позиции главному редактору "Литературной газеты" Юрию Полякову.

Не скроем, нас крайне удивила и расстроила и суть письма, и его форма.

Надеемся, наши читатели сами сделают точные выводы.


Точку зрения Ю.Полякова защитники Солженицына считают клеветой. Фото: Виктор Васенин/ РГ.
Ответ Ю.Полякова

Уважаемая Наталия Дмитриевна!

Мне понятен Ваш гнев. Когда ваяешь памятник дорогому человеку, хочется, чтобы в бронзе отлились лучшие его черты. Однако Ваш покойный супруг, выдающийся русский писатель Александр Исаевич Солженицын был фигурой сложной, страстной и противоречивой. Его яростная, отчасти оправданная личной драмой нелюбовь к советской версии нашей государственности общеизвестна, и тут я скорее поверю 5-му управлению КГБ, окошмаривать которое в нынешней геополитической реальности я бы не рискнул. Упорная субъективность Солженицына, скажем, в вопросе об авторстве "Тихого Дона" тоже ни для кого не секрет. Убежден и в том, что нельзя включать в школьную программу "опыт художественного исследования" под названием "Архипелаг ГУЛАГ", на чем Вы настояли в верхах. Гомерические оценки сложнейшей эпохи Ленина - Сталина, помещенные в эту книгу, серьезно расходятся с данными исторической науки и здравым смыслом. Однобоко понятое прошлое воспитывает ненависть к собственной стране и порождает гражданское болото. А вот по-настоящему художественный "Один день Ивана Денисовича", безусловно, прочесть должен каждый старшеклассник.

Вполне возможно, я и не достоин возглавлять "Литературную газету", однако именно Ваш покорный слуга опубликовал на страницах ЛГ гневную отповедь Солженицына "потемщикам", приписывавшим ему сотрудничество все с тем же КГБ. Кстати, в своем законном порыве облагородить память мужа, Вы вырвали лишь фрагмент моих рассуждений. А говорил я о том, что мне непонятно, почему 100-летия крупнейших русских писателей, не ссорившихся столь всемирно с Советской властью (Леонова, Шолохова, Твардовского), отмечались весьма скромно в сравнении с планами празднования предстоящего юбилея автора "Красного колеса". Как раз по этой причине я и уклонился от предложенной чести войти в состав юбилейного комитета. В любом случае мне жаль, что я огорчил Вас, ибо Ваша деятельная преданность духовным, политическим и литературным заветам А.И. Солженицына заслуживает восхищения и подражания.