В Осетии производителя колбас убедили убрать стихи с упаковки

Известное мясоперерабатывающее предприятие РСО-Алании разместило стихи основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя, скульптора и художника Косты Хетагурова на упаковке своей продукции. Поклонники творчества поэта расценили подобный креатив как кощунство над памятью национального символа Осетии.

Культурно-гастрономический скандал в республике разгорелся на фоне празднования 155-летия со дня рождения Хетагурова. И хотя у осетинского классика прямых наследников и правообладателей творчества нет, убрать стихи с упаковки в первую очередь потребовали представители знаменитой фамилии.

- Наше мнение такое, что стихи оттуда надо убрать. Пушкина поэзию никто на колбасе не печатает. Цитаты из Библии тоже. Есть же что-то святое, - говорит Аслан Хетагуров. - Есть вопросы и к тем, кто разрабатывал для этикетки образ пастуха (чабана).

- Подобного рода вещи надо пресекать. Об этом будет серьезный разговор. Я позвонил многим товарищам, которые любят и ценят Коста по-настоящему, они такого же мнения, - вторит декан факультета осетинской филологии Северо-осетинского госуниверситета Борис Хозиев.

Высказалась на сей счет и министр культуры РСО-Алании Фатима Хабалова:

- Если мы внимательно поработаем с нашим законодательством, то найдем нормы, которые позволят ограждать имена великих людей от таких фактов, совершенно неприемлемых для цивилизованного общества. Если таких норм нет, то мы через парламент нашей республики будем инициировать, чтобы такие нормы были в российском законодательстве и нормативно-правовой базе нашей республики.

Дискуссия разгорелась и в соцсетях. Большинство поклонников творчества Хетагурова считает размещение стихов на мясопродуктах ошибкой, но есть и те, кто не видит в этом ничего оскорбительного. Колбаса, ветчина и сосиски с живописным портретом горца в папахе и романтическо-патриотическими четверостишиями в магазинах по-прежнему продаются, покупать их меньше не стали.

- Перед тем, как размещать стихи, мы провели опрос среди потребителей, и ответы в основном были положительные. Мы позиционируем себя как местного производителя, поэтому из всех предложенных брендинговым агентством вариантов оформления выбрали образ горца, - объясняет гендиректор компании Дмитрий Дюбуа. - Причем не просто горца, а чабана - символ того, что изготавливаем продукцию из натурального сырья. Многие называют это маркетингом… Мы же руководствовались иными побуждениями, учитывая географию наших продаж. Может быть, кто-то прочтет стихи великого осетинского поэта, и кому-то они обязательно понравятся. Мы ведь не нарушили никакого законодательства. Есть, конечно, еще и мнение общества, с которым нельзя не считаться. В ближайшее время внесем коррективы в оформление продукции.

- Мы ни в коей мере не хотели опошлить имя великого поэта. Мы хотели распространить в массы его поэзию. Опросите с десяток молодых людей. Пять из них вряд ли смогут вспомнить хотя бы одно четверостишие. А почему бы на продукте не ознакомиться с его творчеством? - аргументирует эксклюзивный ход компании бренд-менеджер Виктория Степанюк.

По словам Дмирия Дюбуа, компания признательна всем неравнодушным людям за конструктивную критику, и сейчас с помощью экспертов разрабатывает иные пути популяризации национальной культуры и самобытности.

- От идеи мы не отказываемся, просто будет другая форма, - обещает он.

Однако стихи с упаковки в ближайшее время решено убрать.