Почему НАТО боится русских учений

В мирное время каждая армия отводит душу на учениях. При этом любые маневры российских военных вызывают в НАТО крайне нервную реакцию, более всего похожую на страх. Порой пугаются не только чиновники и пресса, но и кадровые военные. Мы узнали, почему так происходит.

"Сухой" против "Иджиса"

Встреча российского бомбардировщика с эскадренным миноносцем ВМС США "Дональд Кук" достойна места в военных учебниках, как пример эффективной психической атаки. 12 апреля над Черным морем прилетевший с челябинской авиабазы Шагол безоружный Су-24 сблизился с новейшим американским боевым кораблем, оснащенным крылатыми ракетами и новейшей командно-управляющей системой "Иджис". После встречи "Кук" спешно направился в румынский порт Констанца, где, по сообщениям СМИ, 27 моряков из экипажа эсминца подали рапорты об увольнении. 14 апреля Пентагон выступил с эмоциональным заявлением, в котором полет Су-24 был назван нарушением военных традиций и международных договоров.

Что же так взволновало американцев? Система "Иджис", которой оборудован эсминец, представляет собой последнее слово техники в плане обнаружения и уничтожения целей на воде и в воздухе. Радары, системы наведения и ракеты всех кораблей, на которых установлена, она объединяет в единую сеть наподобие военно-морского интернета. Радары "Иджиса" могут одновременно сопровождать и наводить ракеты на сотни целей, находящихся за тысячи километров друг от друга. В общем, великолепная система.

Но прилетевший к "Дональду Куку" Су-24 вместо бомб и ракет нес контейнер со станцией РЭБ "Хибины". Сблизившись с кораблем, "Хибины" выключили его хитроумный радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных - словом, выключили весь "Иджис", как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После чего бомбардировщик произвел условную ракетную атаку на ослепший и оглохший эсминец. Затем еще одну и еще - всего 12 боевых заходов.

Больше "Дональд Кук" к российским водам не приближался. И сменившие его в Черном море корабли НАТО тоже.

Русские идут!

Облет американских кораблей - давняя и славная традиция отечественных летчиков. В советские времена стратегические ракетоносцы Ту-95 подкрадывались незамеченными к американским авианосцам в Атлантике, на бреющем полете проходили над их палубой, фотографировали технику и показывали в иллюминаторы дружественные жесты. На военно-морском языке это называется демонстрировать флаг. Встречи происходили в нейтральных водах и с точки зрения международного права были абсолютно невинны.

Не подавать же в суд на США после того, как в августе корабли Северного флота обнаружили в приграничных водах Баренцева моря американскую подводную лодку класса "Вирджиния" и за 27 минут вынудили ее покинуть район. Все учатся: одни проникать, другие обнаруживать и пресекать. У кого-то получается, у кого-то нет.

Каждый полет российских бомбардировщиков у границ США и их союзников вызывает бурю возмущения в НАТО. Поднимаются на перехват истребители, затем поднимается шум в прессе. В конце концов на трибуну НАТО в Брюсселе поднимается какой-нибудь важный чиновник и называет инцидент "очередной провокацией со стороны России". Меж тем подобные полеты - у китайских, скажем, границ, - американские бомбардировщики осуществляют регулярно. И учения там проводятся масштабные. А у восточных границ России барражируют самолеты-разведчики ВМС США Lockheed P-3C Orion и наши МиГ-31 поднимаются на перехват. И никто не возражает - все учатся.

Кстати, нервирующие Запад полеты Ту-160 вдали от России - не только боевая учеба или демонстрация флага. Перехват сверхзвукового стратегического ракетоносца - очень дорогое удовольствие. Если для "Белого лебедя" сверхзвук - крейсерский режим, то от догоняющих его истребителей такие скорости требуют напряжения всех сил - форсажа как минимум. Что пагубно сказывается на ресурсе двигателя. А для F-22 Raptor каждый такой полет оборачивается ремонтом его драгоценного в прямом смысле стелс-покрытия.

Где мы?

Иногда российским военным нет необходимости пугать коллег из североатлантического блока или западных журналистов - за них это успешно делают сами натовцы. Совсем недавно жители небольшого польского городка Грута в 220 километрах к северу от Варшавы оказались на грани паники, обнаружив на рапсовом поле рядом с городом иностранные военные вертолеты.

Помнящие Вторую мировую войну старики подумали, что опять вторглись немцы, молодежь - что русские идут. Тем более, что из вертолетов выбрались солдаты в чужеземной форме и стали шляться по городку, пытаясь выяснить у прохожих, где они очутились. Спрашивали на английском.

Вертолеты оказались американскими, заблудившимися на обратном пути с проходивших в Латвии учений. Шесть UH60 Black Hawk летели на польскую авиабазу у Мирославца, но отстали от основной группы и потерялись. Найдя фермера, немного понимавшего по-английски, пилоты развернули карту и попросили показать место, где они находятся. Тот показал, а мэр Груты подарила американцам буклеты с описанием местных достопримечательностей.

Одним из самых эффектных моментов тех учений (не считая вынужденной посадки "Черных ястребов" на рапсовом поле) была высадка десанта в 500 человек в латвийском аэропорту Лиелварде. "Но там натовские военные хотя бы знали, где упали", - заметил военный обозреватель El Mundo.