Десятки сирот ежегодно получают дома и квартиры, непригодные для проживания. Многие повзрослевшие детдомовцы не могут встать на учет как нуждающиеся в жилье - им отказывают по формальным причинам. Другие лишаются жилплощади из-за халатности муниципалитетов и, в лучшем случае, пополняют ряды очередников, в худшем - оказываются на улице.
Крыша есть, стены есть - что еще надо?
Анна Мальцева этим летом справила новоселье - как бывшая воспитанница детского дома получила квартиру в поселке Кутулик. Казалось, живи да радуйся. Но не тут-то было. В доме не оказалось ни водопровода, ни канализации. Правда, большинство деревенских жителей по сей день живут в неблагоустроенном жилье, даром что XXI век на дворе. Но ни выгребных ям, ни водонапорных скважин в оградах домов тоже не обнаружилось. На этом фоне дырявая крыша и отсыревшие полы - просто мелочи. Когда вручали ключи, чиновники и строители заверяли - еще чуть-чуть и поставим бани в каждом дворе. Однако до сих пор новоселы моются в тазиках и воду носят из больницы по соседству.
В такой ситуации оказались 30 сирот, получивших квартиры в десяти новых, специально для них построенных четырехквартирных домах.
По жалобам новоселов прокуратура провела проверку. Оказалось, септики не были предусмотрены даже в проектных документах. Не было в проекте и вентиляции - поэтому в квартирах сырость и грибок. Электричество подключено по временной схеме. При этом каждая квартира обошлась бюджету в миллион рублей!
По материалам проверки Следственный комитет по Иркутской области завел уголовное дело. Минимущества Приангарья и региональный Стройнадзор обязали подрядчика исправить брак за свой счет. Крайним сроком назвали 15 октября. Однако и на прошлой неделе все осталось по-прежнему. Впрочем, кое-что изменилось: строятся бани коллективного пользования (по одной на четырехквартирный дом) - размером 3х2 метра, без предбанника и прочих "излишеств".
Это, конечно, вопиющий случай. Но ситуации, когда сироты получают непригодное жилье не так уж и редки, отмечают в СУ СКР по Иркутской области.
- Тут можно выделить две проблемы. Самая безобидная: муниципальные чиновники, которым по должности полагается подписывать акты приемки жилья (по этим документам областной бюджет перечисляет деньги продавцам или строителям), не всегда обладают необходимыми техническими познаниями. Насколько правильно спроектирована вентиляция, не промерзнут ли стены зимой, они оценить не могут. В результате деньги перечисляются, а в домах невозможно жить. Но есть и откровенно уголовная тенденция - когда чиновники принимают жилье, заведомо зная, что оно негодно, - поясняет Евгений Касьянников, замруководителя Следственного Комитета по региону. - Корень у этих проблем один - контрольная функция раздроблена. Фактическую оценку жилья проводит муниципалитет, представители региональных властей в этом не участвуют. Областные министерства смотрят документы, которые представляют территории. Если и документальную, и фактическую проверку передать на региональный уровень, можно избежать напрасной траты бюджетных денег. Соответствующее письмо мы отправили губернатору Иркутской области.
Дом-фантом
Когда Наташа Фролова выпускалась из областного детского дома, ей сказали: за тобой закреплено жилье в Ангарске. Девушка закончила училище, и стала искать закрепленную за ней квартиру. Но по адресу, который указали в документах, никакого дома не было. Адрес оказался фантомным. С учета как нуждающуюся в жилье Наташу сняли после училища - по документам-то ей есть, где жить. Пока девушка при поддержке общественных организаций пыталась встать на учет и добиться жилья, прошел возраст - сирота может претендовать на жилье от государства до 23 лет. Наталье окончательно отказали в праве на свой угол.
- Это не может быть просто опиской в документах - точно такая же история произошла еще с двумя девушками, которые выпускались из детдома со мной, - считает Наташа.
Иркутянка Ирина Пупко, волонтер, которая опекает нескольких выпускников детского дома, называя их своими приемными взрослыми детьми, считает, что в дело в формализме и равнодушии чиновников. Закон дает сиротам права, но никто не торопится помочь им эти права реализовать.
- Эти дети никому не нужны - никто не интересуется: поставил ли их детский дом на учет, как нуждающихся в жилье, существует ли в природе та квартира, которая по документам закреплена за ребенком? - убеждена Ирина.
По словам уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, еще одним камнем в борьбе за льготное жилье для бывших воспитанников детских домов становится исполнение, точнее неисполнение судебных решений, вынесенных в пользу сироты. По его опыту, добиться исполнения решения суда и предоставления жилья удается крайне редко.
- С начала года к нам поступило 25 жалоб на непредоставление жилья. Жалобы, главным образом, устные, - отметили в аппарате уполномоченного по правам человека в регионе. - Если человек не внесен в списки на предоставление жилья, специалисты аппарата консультируют, как составить исковое заявление в суд. Если есть судебное решение, по которому жилье должно быть предоставлено, но оно не исполняется, дается консультация, как взаимодействовать с судебными приставами. В этих случаях мы также направляем запросы в службу судебных приставов.
Пазл не складывается
Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, считает, что проблема в устройстве системы, которая должна помогать сиротам. В том, что ответственность за ребенка раздроблена и некому сложить этот паззл.
- Пока ребенок несовершеннолетний, и он живет в детском доме или учится в колледже, сопровождение его ложится на сотрудников учреждения. При этом законным представителем прав ребенка - вместо папы с мамой - сегодня являются органы опеки, а не учреждение, где ребенок воспитывается. Опека закрепляет за ребенком жилплощадь, если таковая имеется. Муниципалитеты несут ответственность за ее сохранность, - поясняет Светлана Семенова. - Социальный педагог должен обеспечивать сохранение прав ребенка на жилье: два раза в год он направляет запрос в тот муниципалитет, где находится квартира или дом, о сохранности объекта. Что делают муниципальные власти? Чаще всего - ничего. Не сдают в аренду, если жилье пустует, не пускают других нуждающихся, а когда пустующее помещение ветшает (с деревянными домами это происходит быстро), отписываются в органы опеки, что объект пришел в негодность. Дети остаются без жилья, расходы бюджета растут, ведь закрепленный фонд - это тысячи единиц.
По большому счету, проблема гораздо шире, нежели соблюдение жилищных прав сирот. Ни в области, ни в стране нет системы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Дети годами содержатся в замкнутом сообществе, а потом их отправляют во взрослую жизнь, в лучшем случае научив домоводству и прочитав лекцию о правах.
- У нас нет даже правового понятия "постинтернатное сопровождение" - это поддержка до 18 лет, до 23? - подчеркивает детский омбудсмен. - Правительством Иркутской области в 2013 году была принята концепция подстинтернатного сопровождения сирот. Мы будем добиваться разработки областного закона - попытки создать соответствующую правовую базу предпринимаются.
Справка РГ
В очереди на квартиры в Иркутской области в настоящее время стоит 2,5 тысячи сирот. До конца 2014 года жилье по социальному контракту получат более 1 тысячи в 26 муниципалитетах. На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году выделено более 850 миллионов рублей (302 миллиона - из федерального бюджета, 548,5 миллиона - из областного). В 2015 году в Приангарье финансирование этой статьи вырастет почти на 100 миллионов рублей.
Анна Садовская, директор благотворительного фонда "Семьи - детям" (Ангарск):
- У социальных педагогов в детских учреждениях огромный объем работы, к тому же они часто не настолько грамотны юридически, чтобы разобраться в возникающих правовых коллизиях и защитить право ребенка на жилплощадь. Думаю, силами общественности мы может им помочь. Волонтеры нашего фонда сотрудничают с учреждениями, где содержатся сироты, уточняют, закреплена ли за выпускниками жилплощадь, в каком она состоянии, а если жилья нет, то поставлен ли ребенок на учет как нуждающийся. Общественники могут плотнее работать с общественными палатами на местах и вместе с ними брать патронат над выпускниками детдомов.
Контакт
8 (3952) 29-05-38 - "горячая линия" по вопросам заселения и проживания детей-сирот и детей в социальном жилье.
8 (3952) 34-19-17 - уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области.
8 (3952) 24-16-15 - уполномоченный по правам человека в Иркутской области.