- Среди электронных госуслуг, предоставляемых нашим ведомством, наиболее популярной является услуга оформления заграничных и российских паспортов, - рассказала "РГ" главный специалист-эксперт отдела информационного обеспечения и технической защиты информации УФМС по Кемеровской области Анастасия Абабий. - Максимальную активность проявляют городские жители, хотя в этом году мы активизировали работу в селах. Основные ошибки, которые допускают авторы анкеты на портале, - это некорректные фото, необходимые для подтверждения личности. Недавно вот пришло заявление на детский загранпаспорт, там на фото крупным планом запечатлели улыбающуюся лошадь, а ребенок сидел верхом. А на днях 35-летняя заявительница вообще прислала откровенное фото в стиле модели Диты фон Тиз. Эффектной даме, позирующей перед камерой в нижнем белье, пришлось ответить: "Вы, конечно, очень красивая, но такую карточку мы, к сожалению, принять не можем". Кстати, откровенные снимки присылают и мужчины.
У этих граждан обычно один аргумент: "Ну, компьютер же пропустил!" По словам чиновников, поступают и коллективные фото с просьбой: "Я третий справа во втором ряду, вырежьте меня, пожалуйста, и не забудьте убрать фон с пальмами".
- Конечно, электронные фото нужны лишь для прохождения процедуры идентификации, а потом они отправляются в архив, - пояснила Анастасия Абабий. - Потому мы, возможно, мы будем ходатайствовать об отмене этого пункта административного регламента.
Перевод госуслуг в электронный вид в Кузбассе начался в 2010 году, область включилась в этот процесс одной из первых в стране. И сегодня уже 77 услуг, 51 из которых - областные, а 26 - муниципальные, жители региона могут получать онлайн.
До недавнего времени процесс регистрации на портале был непростым: подав заявку, требовалось ехать за ключом активации в Кемерово. Либо дожидаться, когда ключ придет по почте. Но в этом году благодаря федеральному пилотному проекту в Кузбассе открыли 71 пункт активации - на базе МФЦ, управлений соцзащиты и отделений ЗАГС, а к концу года откроется еще тридцать. Государственными и муниципальными услугами в электронном виде сегодня уже пользуются 98 тысяч жителей области - 4,5 процента населения, хотя еще в конце прошлого года было полтора процента. Конечно, это немного, если учесть, что в Приморском крае, например, зарегистрировавшихся на госпортале в пять раз больше.
Чаще всего кузбассовцы прибегают к услугам электронного правительства, если хотят подать заявление на компенсацию родительской платы за детсад, пособий по беременности и родам, а также заключить брак. Заявку на бронирование даты церемонии теперь можно отправить из любой точки земного шара. И некоторые молодожены настолько вошли во вкус, что свидетельство о регистрации тоже надеются получить в электронном виде.
Сергей Мурашкин, начальник департамента информационных технологий Кемеровской области:
- Считаю, что это самый культурный и доступный для граждан способ получения государственных и муниципальных услуг. Он полностью исключает какую бы то ни было волокиту, а также необходимость посещения органов власти со стоянием в очередях. И отказать необоснованно чиновник не может, если запрос поступил к нему по интернету. А дальше все зависит от межведомственного взаимодействия. Требовать необходимые сведения от граждан чиновники тоже не имеют права. Ведь все органы власти, в том числе муниципальные, подключены к системе, которая позволяет делать запросы в федеральные органы. Наша задача эту систему улучшать, чтобы было удобнее в ней работать. В свою очередь, мы контролируем жалобы от граждан, когда у них запрашивают лишние сведения или затягивают сроки. И если нужно, направляем запросы в прокуратуру. Виновным в этих случаях грозит штраф.