Зачет по сочинению - это допуск к ЕГЭ и вузу. Незачет - оставайся на второй год в школе или получай свидетельство об окончании 9-го класса вместо аттестата. По словам Натальи Третьяк, сочинение решили писать около 6 тысяч выпускников прошлых лет.
- Сочинение - это некий экзамен на зрелость, и оно очень отличается от того, что писали школьники в прежние годы. Достаточно посмотреть на темы. Обращаю внимание, что сочинение - допуск ко всем ЕГЭ, а не только к единому госэкзамену по литературе, - уточнила она.
Ученикам предложили пять тем на выбор. Утечек не было. "Образов Катерин", как и обещали, тоже. В Москве, например, выпускникам предложили обещанного Лермонтова, тему войны, а также - "Природа и внутренний мир человека", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?" и "Что важнее: любить или быть любимым?". По первым отзывам учителей, самыми популярными оказались темы войны и любви.
- Наше общество сейчас раскололось по многим вопросам. Сочинение - один из тех, по которым нет разногласий. В Интернете бурно обсуждается возвращение сочинения в школу, но никто не говорит, что этого не надо делать, - рассказала Наталия Солженицына.
На сочинении можно было пользоваться орфографическим словарем.
"Думаю, так будет и дальше. Были споры - давать или нет тексты на сочинении? Я была сторонником того, что этого делать не надо", - высказала свое мнение Наталия Солженицына и объяснила, почему. В школьной библиотеке может не оказаться того произведения, которое выберут школьники.
Она привела пример: на апробации итогового сочинения (не путать с пробным - "РГ"), которое проходило в Тверской, Калужской областях и в Москве, одна из выпускниц опиралась на пьесу испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона. Ни у какой, даже у самой обеспеченной школы, нет возможности хранить в библиотеке современную прозу, которой сейчас зачитываются подростки.
- Мы многое вместе обсуждаем и знаем, есть ли такой писатель и такой текст, на который ссылается ученик, или нет, - пояснила учитель русского языка и литературы школы N 1231 Инна Карпова.
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила, что на проверку сочинений дано семь дней, а в регионы направлены рекомендации для оценки работ. Потом сочинения еще раз проверят в вузах.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал, что его вуз будет давать за индивидуальные достижения, а к ним относится и сочинение, до 15 баллов к ЕГЭ:
- Три балла - за спортивные успехи, 2 - за аттестат с отличием, а 5 -
за участие в конкурсах и олимпиадах, еще 5 можно получить за сочинение.
Ректор пояснил, что оно будет учитываться не на всех факультетах, а только для лингвистических, филологических специальностей.
Что касается возможных новшеств в проведении сочинения, то они наверняка будут. Наталия Солженицына не исключила, что в перечень тем могут войти и исторические, и социальные темы. А Наталья Третьяк предположила, что возможны изменения и в самой процедуре проведения.
- Но все новшества будут известны до начала учебного года, до 1 сентября, - пообещала она.
Темы, которые предлагались на сочинении в Москве:
"Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?"
"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю.В. Друнина)
"Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"
"Что важнее: любить или быть любимым?".
Какую тему выбрали бы вы?
Наталия Солженицына:
- Если бы писала сочинение раньше, выбрала бы "Любить или быть любимым?". В этом же году к 100-летию Первой мировой войны было переиздание романа Александра Исаевича Солженицына "Август четырнадцатого", над которым в свое время мы с ним много работали. Мне пришлось вспоминать эту забытую войну, и сейчас я бы выбрала тему "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".
Оксана Решетникова:
- Я росла в семье военных, у меня в семье было много людей, которые воевали, вернулись, погибли, пропали без вести на войне. И поэтому эта тема войны мне еще близка очень лично.
Наталья Третьяк:
- Сейчас слишком много негативной информации, хотя в жизни очень много позитивного, яркого, и светлого. Я бы выбрала тему, связанную с любовью. Мне кажется, это важный аспект в жизни человека.
Инна Карпова:
- С точки зрения учителя выбрала бы тему "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть". Цель учителя - помочь им определиться в жизни и быть самостоятельными.
Игорь Реморенко:
- Для меня как для педагога тоже интересна тема взросления. Молодое поколение сильно отличается от того, что было раньше. И те события, которые влияют на формирование личности , характера сейчас очень отличаются от тех, что были прежде.