700 тысяч российских школьников впервые написали выпускные сочинения

Вчера 700 тысяч российских школьников впервые написали выпускные сочинения, от которых во многом зависит их дальнейшая судьба. Какие темы выбрали выпускники? Почему на экзамене не разрешили пользоваться текстами? Можно ли переписать сочинение? Об этом говорили вчера эксперты "РГ", в том числе председатель Совета по проведению итогового сочинения Наталия Солженицына и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

Зачет по сочинению - это допуск к ЕГЭ и вузу. Незачет - оставайся на второй год в школе или получай свидетельство об окончании 9-го класса вместо аттестата. По словам Натальи Третьяк, сочинение решили писать около 6 тысяч выпускников прошлых лет.

- Сочинение - это некий экзамен на зрелость, и оно очень отличается от того, что писали школьники в прежние годы. Достаточно посмотреть на темы. Обращаю внимание, что сочинение - допуск ко всем ЕГЭ, а не только к единому госэкзамену по литературе, - уточнила она.

Ученикам предложили пять тем на выбор. Утечек не было. "Образов Катерин", как и обещали, тоже. В Москве, например, выпускникам предложили обещанного Лермонтова, тему войны, а также - "Природа и внутренний мир человека", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?" и "Что важнее: любить или быть любимым?". По первым отзывам учителей, самыми популярными оказались темы войны и любви.

- Наше общество сейчас раскололось по многим вопросам. Сочинение - один из тех, по которым нет разногласий. В Интернете бурно обсуждается возвращение сочинения в школу, но никто не говорит, что этого не надо делать, - рассказала Наталия Солженицына.

На сочинении можно было пользоваться орфографическим словарем.

"Думаю, так будет и дальше. Были споры - давать или нет тексты на сочинении? Я была сторонником того, что этого делать не надо", - высказала свое мнение Наталия Солженицына и объяснила, почему. В школьной библиотеке может не оказаться того произведения, которое выберут школьники.

Она привела пример: на апробации итогового сочинения (не путать с пробным - "РГ"), которое проходило в Тверской, Калужской областях и в Москве, одна из выпускниц опиралась на пьесу испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона. Ни у какой, даже у самой обеспеченной школы, нет возможности хранить в библиотеке современную прозу, которой сейчас зачитываются подростки.

- Мы многое вместе обсуждаем и знаем, есть ли такой писатель и такой текст, на который ссылается ученик, или нет, - пояснила учитель русского языка и литературы школы N 1231 Инна Карпова.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова сообщила, что на проверку сочинений дано семь дней, а в регионы направлены рекомендации для оценки работ. Потом сочинения еще раз проверят в вузах.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал, что его вуз будет давать за индивидуальные достижения, а к ним относится и сочинение, до 15 баллов к ЕГЭ:

- Три балла - за спортивные успехи, 2 - за аттестат с отличием, а 5 -

за участие в конкурсах и олимпиадах, еще 5 можно получить за сочинение.

Ректор пояснил, что оно будет учитываться не на всех факультетах, а только для лингвистических, филологических специальностей.

Что касается возможных новшеств в проведении сочинения, то они наверняка будут. Наталия Солженицына не исключила, что в перечень тем могут войти и исторические, и социальные темы. А Наталья Третьяк предположила, что возможны изменения и в самой процедуре проведения.

- Но все новшества будут известны до начала учебного года, до 1 сентября, - пообещала она.

Темы, которые предлагались на сочинении в Москве:

"Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?"

"Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю.В. Друнина)

"Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс", "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"

"Что важнее: любить или быть любимым?".

Блицопрос

Какую тему выбрали бы вы?

Наталия Солженицына:

- Если бы писала сочинение раньше, выбрала бы "Любить или быть любимым?". В этом же году к 100-летию Первой мировой войны было переиздание романа Александра Исаевича Солженицына "Август четырнадцатого", над которым в свое время мы с ним много работали. Мне пришлось вспоминать эту забытую войну, и сейчас я бы выбрала тему "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".

Оксана Решетникова:

- Я росла в семье военных, у меня в семье было много людей, которые воевали, вернулись, погибли, пропали без вести на войне. И поэтому эта тема войны мне еще близка очень лично.

Наталья Третьяк:

- Сейчас слишком много негативной информации, хотя в жизни очень много позитивного, яркого, и светлого. Я бы выбрала тему, связанную с любовью. Мне кажется, это важный аспект в жизни человека.

Инна Карпова:

- С точки зрения учителя выбрала бы тему "Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть". Цель учителя - помочь им определиться в жизни и быть самостоятельными.

Игорь Реморенко:

- Для меня как для педагога тоже интересна тема взросления. Молодое поколение сильно отличается от того, что было раньше. И те события, которые влияют на формирование личности , характера сейчас очень отличаются от тех, что были прежде.