Визуальный контроль за местами дислокации и перемещением чужих войск будет осуществляться с борта специально оборудованного для таких инспекций самолета Ту-154М ЛК-1. "Туполеву" запрещено приземляться и отклоняться от заранее утвержденного маршрута. За соблюдением этих требований прямо на борту проследят американцы. Кроме того, они заранее проверят соответствие нашей бортовой записывающей аппаратуры всем установленным договором нормам.
Инспекция, пусть даже "бесконтактная", позволяет решать главную задачу "Открытого неба" - следить, чтобы соседствующие страны не готовили агрессию друг против друга. Международный договор, закрепивший беспрецедентную схему доверия и транспарентности, действует более двадцати лет и объединяет более трех десятков стран. В нем, том числе, участвуют крупнейшие в мире военные державы - Россия и США.
Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков, инспекционные полеты Ту-154 над Соединенными Штатами продлятся с 8 до 13 декабря. Стартовать в небо наш самолет будет с аэродрома открытого неба Тревис (штат Калифорния). Максимальная дальность полета - 4250 километров. Это будет уже тридцать девятая с начала года командировка российских инспекторов в рамках "Открытого неба".
Договор распространяется на огромную площадь, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран.
В свое время "Открытое небо" специально создавали для бесконтактного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Другими словами, наблюдатели могут барражировать над сушей и морем, фиксировать все происходящее внизу на пленку. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго-настрого запрещено. Кроме того, самолет с контролерами на борту должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в договор "Открытое небо".
Концепцию взаимного воздушного наблюдения еще в 1955 году сформулировал президент США Эйзенхауэр, а подписание Договора "Открытое небо" произошло по инициативе Джорджа Буша в 1989-м. Сегодня в этой программе участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия и Швеция и некоторые другие страны. По заявкам неприсоединившихся к Договору государств решение принимает базирующийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба". Первоначально подпись под документом поставили 27 стран, включая США и Россию. Сегодня список участниц расширился до трех с лишним десятков. Но и это не предел - Договор имеет неограниченный срок действия и открыт для всех. Количество инспекций определяет специальная квота.
Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" в России более десяти лет назад создали специальный летный отряд. До недавнего времени туда входили сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154М Лк1 (видеоконтроль в США и Канаде) и Ан-30Б (полеты над европейскими странами). Их оборудовали аппаратурой контроля и записи.
Между тем, Россия стала первым государством-участником Договора "Открытое небо", установившим на свои самолеты наблюдения современные оптико-электронные системы. В конце сентября прошлого года они прошли международное освидетельствование у 58 экспертов из 22 государств-участников договора. Что за технологические новинки применены в этой аппаратуре, военные, по понятным причинам, умалчивают. Однако известно - сделанные с ее помощью фото- и видеоматериалы отличаются высоким качеством изображения. Что целиком соответствует требованию договора: на снимках должны четко распознаваться основные виды военной техники и, к примеру, подъемный кран не должен смахивать на ракетную установку. Отснятые во время воздушной инспекции кадры при желании могут получить не только хозяева армейских и флотских баз, но и каждый участник Договора.
В прошлом году для проведения заокеанских инспекций в рамках "Открытого неба" в России сертифицировали новый тип самолета - Ту-214ОН. Для него разработали уникальную электронную "начинку" и проинтегрировали в единый комплекс средства управления, получения и обработки информации, бортовую аппаратуру и ряд наземных комплексов. По словам генерального конструктора этой системы Владимира Вербы, теперь за один полет можно получить четыре вида информации - с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора. Что это дает инспекторам, разработчик объяснил на примере Соединенных Штатов.
- На Аляске и Алеутских островах расположены военные объекты США. Небо над ними более 300 дней в году закрыто облаками, ограничивающими возможности космической разведки. Наша система наблюдения позволяет самолету пролететь под облаками и добыть информацию. Звездочек на погонах мы, конечно, не разглядим, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидим гарантированно, - обещает Верба.
Кстати говоря, у американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707".