А правила для компаний, которые власти РФ учредили самостоятельно и получили в собственность 100 процентов акций, остаются неизменными: они продолжат отчитываться о заработке не только перед кабинетом министров и налоговой службой, но и на своих официальных сайтах в Интернете.
Сюда не относятся те предприятия, которые существуют за счет бюджетных средств и руководители которых назначаются властями РФ напрямую.
Как пояснила пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова, открытые акционерные общества с госучастием в строгом смысле являются не госслужащими, а представителями коммерции, поэтому обязывать их раскрывать заработок нецелесообразно.
Эксперты "Российской газеты" полагают, что такие действия могут быть вызваны желанием кабмина оградить крупный коммерческий бизнес с госучастием от новых санкций.
Западные государства могут не только ввести новые ограничения для бизнеса, но и начать информационную кампанию в зарубежной прессе, которая могла бы навредить топ-менеджерам. Ведь при публикации данных о доходах во Всемирной паутине к ним получат доступ не только россияне, но и зарубежные власти, а также СМИ.
Но главы коскорпораций все равно будут отчитываться перед надзорными органами об уплаченных налогах, но непублично. Важное значение в работе бизнеса имеет коммерческая тайна, под которую попадают доходы такого руководства, пояснила Наталья Тимакова.
"Это решение - некоторое отступление от общемирового тренда, - говорит руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. - Главы крупнейших корпораций во всем мире, как правило, раскрывают уровень своих доходов. После кризиса 2008-2009 годов многие развитые экономики мира обязали руководства банков, в том числе частных, это делать. Тем же, кто получает некие субсидии от государства, дали рекомендацию следовать тому же пути".
На первый взгляд, получается, что Россия пока не спешит соблюдать принципы корпоративной культуры и управления, принятые на международной арене. Однако с учетом введенных против нашей страны санкций западными государствами решение выглядит логичным, полагает собеседник "РГ". "Но рано или поздно мы начнем следовать общему тренду", - рассуждает эксперт. Произойдет это, скорее всего, после снятия санкций с России, когда ничто не будет довлеть над нашими корпорациями.
Соблюдение таких правил вызывает больше доверия у инвесторов на мировом финансовом рынке. Но в силу трудной экономической обстановки, говорит эксперт, российские предприятия с госучастием, которые пока не будут отчитываться о доходах публично, еще не почувствовали на себе, как помогают подобные стандарты повышать конкурентоспособность. К тому же, если сейчас начать играть по общим правилам, то может появиться нежелательный контроль извне, отмечает Никита Масленников, но добавляет, что это лишь возможная причина решения властей РФ - могут быть и другие.
В декабре 2014 года правительство опубликовало постановление, которым руководству "Российских железных дорог", Роснефти, Газпрома и других госкомпаний (всего 62) дали поручение публиковать данные о своих доходах в Интернете.
Эту трактовку накануне кабинет министров не опровергал, однако счел ее отчасти нарушением коммерческой тайны. И пока в стенах правительства не называют компании, топ-менеджеров которых однозначно освобождают от декабрьских указов, но можно предположить, что перечисленные корпорации будут отчитываться только перед правительством и налоговой службой. А главы некоммерческих предприятий, их заместители, главный бухгалтер и руководство управляющих организаций будут делиться сведениями о своих зарплатах с населением.