Выбор этот - чистый симптом. В программе фестиваля этого года очевиден крен в сторону "балета с умом", интеллектуальной хореографии, к которой в наших широтах и особенно в цитадели академического балета Санкт-Петербурге отношение натянутое. Притом собиралась программа не по формальным признакам, а тоже с умом. Фестиваль собрал лучшие достижения сезона знаменитых трупп: на сцене были Датский национальный балет со специально сделанной для Петербурга гастрольной версией премьеры "Обратно к Баху", весьма капризный к условиям гастролей Большой театр с прогремевшим "Укрощением строптивой" Жана-Кристофа Майо и уже упомянутый Венский Штаатсбалет с программой трех авторов "Обратный отчет". Что ни пункт афиши, то продюсерский подвиг.
Датчане во главе с неувядающим и в свои 82 мэтром Хансом ван Маненом покоряли взвешенным как всегда радикализмом. Танец вроде бы собран из привычных па, а выглядит завораживающе. Балет Большого, вывозящий новинку по Шекспиру из родных стен только второй раз, сорвал в вечно ревнующем по части балета Петербурге небывалый успех, так что имя хореографа Жана-Кристофа Майо тамошние театралы выучили без запинки. Главной интригой назначили Wiener Staatsballett, единственный раз показавший "Обратный отсчет" на сцене БДТ. Интрига была тройная: это первые за почти 400-летнюю историю венского балета гастроли в России. Любимец отечественной публики парижанин Манюэль Легри, возглавивший ее несколько сезонов назад, сменил приоритеты труппы со среднего уровня классики на отличного уровня актуальный балет. Наконец, в Вене удивительный состав труппы: четверо из пяти солистов и пятеро из шести солисток окончили русские балетные школы, причем три девушки - настоящие петербургские "вагановки", и бывалые театралы узнали ("как она быстро выросла!") Кетеван Папаву.
Понятно, что традиционно напичканный звездами финальный гала собран не для удивления критиков, а для удовольствия самой широкой публики, но и при этом подходе Dance open умудряется покорять и восхищать. Очередной умный подход (теперь уже режиссуры) представил цветным монолитом скучновато спортивный ракурс Королевского балета Ковент Гарден от Мелиссы Хэмилтон и Эрика Андервуда и свежий ветерок вальса "Голоса весны" невесомой звезды Балета Сан-Франциско Маши Кочетковой с Хуаном Боада. Вечный мальчик Американского балетного театра Даниил Симкин вместе с партнершей Изабеллой Бойлстон наверчивал американскую классику "Звезды и полосы" в хореографии Баланчина, а Иван Васильев с партнершей выжимал заковыристые прыжки "Пламени Парижа". Привычный лоск балетных гала сбили три мужских дуэта. Иван Васильев, пробующий силы как хореограф, разделил заботы с коллегой из Большого театра Денисом Савиным в крошечном "Андервуде", бойкие Bad boys - Альберт Блэйз и сам Раста Томас зажигали в хулиганском фанке, а открытием вечера стали инопланетные аргентинцы близнецы Ломбард, танцующие нежным степом Пьяцоллу. Однако сделали вечер кубинцы из Норвежского национального балета, обрубившие хореографии Агриппины Вагановой в "Эсмеральде" потрясающим уровнем танца. Громадный Осиэль Гунео, чье сложение будто не располагает к виртуозности, осенял сцену чистыми двухметровыми прыжками, а его партнерша Йоланда Корреа могла стоять на пуанте с минуту и безусильно наверчивать невероятные тройные фуэте.
От Dance open на прощание - никаких опрокинутых лиц, наоборот: они знать не хотят про кризис и придумали программы до 2019 года. Все-таки балет - искусство неисправимых оптимистов.