Премьера состоялась незадолго до 75-летнего юбилея мастера в Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Смелый сценический эксперимент поразил публику не только хореографией и музыкой, но и необычными спецэффектами. Определить жанр постановки Владимир Васильев затрудняется сам. Это синтез балета, оперы, симфонической музыки и католического богослужения.
В спектакле задействованы казанская балетная труппа, хор и оперные солисты ведущих российских театров. Учитывая смысл, который режиссер вложил в спектакль, его можно назвать и исповедью, и притчей, и даже космогонической поэмой.
Эффект большого взрыва
Начинается Месса си ми нор с сотворения мира, а точнее, большого взрыва. Причем производит его голландский дирижер Винсент Де Корт. Он вообще первый, кто появляется на сцене. Маэстро стоит лицом к залу. Музыканты здесь не "прячутся" в оркестровую яму, ее попросту нет. За счет этого сцена максимально приближена к зрителям. По замыслу режиссера все участники действа едины.
Маэстро делает взмах руками, и с первым аккордом как по волшебству появляется что-то вроде облака, которое стремительно растет. Пространство заполняют звезды, галактики, миры. Эффект потрясающий! Не сразу понимаешь, что это мастерски выполненная проекция. Затем воздух заполняют ноты и цифры. Из них складываются и вновь рассыпаются портреты людей. Автор рисунков - российская художница Светлана Богатырь. Во многом ее творчество вдохновило Васильева на постановку. А оживил полотна с помощью компьютерной графики Даниил Герасименко.
После возникновения Вселенной появляются и первые люди - мальчик и девочка. Они и есть главные герои спектакля. Их взросление, отношения между собой и миром составляют фабулу постановки.
Храм в открытом космосе
Сцену художники превратили в огромное куполообразное строение с открытым сводом.
В зависимости от освещения эта причудливая конструкция напоминает то античный Капитолий, то жерло вулкана, то планетарий, то гигантский батискаф, погруженный в океанскую бездну. А может, это футуристический храм, бороздящий просторы космоса.
В этом неизменном и в то же время меняющемся пространстве и действуют герои. На разных этапах жизни пару играют три дуэта: Мидори Тэрада и Коя Окава (Япония), Аманда Гомес (Бразилия) и Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Антон Полодюк. Все они разные как внешне, так и по темпераменту и пластике, а в итоге составляют удивительно цельный, хоть и многогранный образ.
Гигантская сфера
В кульминационные моменты постановки сквозь отверстый купол на сцену плавно опускается огромный шар. Он меняет цвета, на него также проецируются рисунки. Это и само мироздание, и высший разум, к которому, как в молитве, обращаются в финале все действующие лица постановки. Как пояснил художник постановки Виктор Герасименко, это спектакль о любви, поэтому в качестве главного элемента оформления он и выбрал сферу - символ любви.
Несмотря на всю экспериментальность спектакля, авангардизма в хореографии публике ждать не стоит. Номера поставлены Владимиром Васильевым в лучших традициях советской балетной школы. Сложнейшее философское произведение Баха режиссеру удалось перевести на простой и понятный язык танца. И это, пожалуй, главное чудо, свершившееся на сцене.