В Казани показали балет с эффектом "большого взрыва"

Легендарный танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев воплотил на казанской сцене мечту, которую вынашивал сорок лет. Он поставил спектакль Dona Nobis Pacem ("Даруй нам мир") на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха.

Премьера состоялась незадолго до 75-летнего юбилея мастера в Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Смелый сценический эксперимент поразил публику не только хореографией и музыкой, но и необычными спецэффектами. Определить жанр постановки Владимир Васильев затрудняется сам. Это синтез балета, оперы, симфонической музыки и католического богослужения.

В спектакле задействованы казанская балетная труппа, хор и оперные солисты ведущих российских театров. Учитывая смысл, который режиссер вложил в спектакль, его можно назвать и исповедью, и притчей, и даже космогонической поэмой.

Эффект большого взрыва

Начинается Месса си ми нор с сотворения мира, а точнее, большого взрыва. Причем производит его голландский дирижер Винсент Де Корт. Он вообще первый, кто появляется на сцене. Маэстро стоит лицом к залу. Музыканты здесь не "прячутся" в оркестровую яму, ее попросту нет. За счет этого сцена максимально приближена к зрителям. По замыслу режиссера все участники действа едины.

Маэстро делает взмах руками, и с первым аккордом как по волшебству появляется что-то вроде облака, которое стремительно растет. Пространство заполняют звезды, галактики, миры. Эффект потрясающий! Не сразу понимаешь, что это мастерски выполненная проекция. Затем воздух заполняют ноты и цифры. Из них складываются и вновь рассыпаются портреты людей. Автор рисунков - российская художница Светлана Богатырь. Во многом ее творчество вдохновило Васильева на постановку. А оживил полотна с помощью компьютерной графики Даниил Герасименко.

После возникновения Вселенной появляются и первые люди - мальчик и девочка. Они и есть главные герои спектакля. Их взросление, отношения между собой и миром составляют фабулу постановки.

Храм в открытом космосе

Сцену художники превратили в огромное куполообразное строение с открытым сводом.

В зависимости от освещения эта причудливая конструкция напоминает то античный Капитолий, то жерло вулкана, то планетарий, то гигантский батискаф, погруженный в океанскую бездну. А может, это футуристический храм, бороздящий просторы космоса.

В этом неизменном и в то же время меняющемся пространстве и действуют герои. На разных этапах жизни пару играют три дуэта: Мидори Тэрада и Коя Окава (Япония), Аманда Гомес (Бразилия) и Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Антон Полодюк. Все они разные как внешне, так и по темпераменту и пластике, а в итоге составляют удивительно цельный, хоть и многогранный образ.

Гигантская сфера

В кульминационные моменты постановки сквозь отверстый купол на сцену плавно опускается огромный шар. Он меняет цвета, на него также проецируются рисунки. Это и само мироздание, и высший разум, к которому, как в молитве, обращаются в финале все действующие лица постановки. Как пояснил художник постановки Виктор Герасименко, это спектакль о любви, поэтому в качестве главного элемента оформления он и выбрал сферу - символ любви.

Несмотря на всю экспериментальность спектакля, авангардизма в хореографии публике ждать не стоит. Номера поставлены Владимиром Васильевым в лучших традициях советской балетной школы. Сложнейшее философское произведение Баха режиссеру удалось перевести на простой и понятный язык танца. И это, пожалуй, главное чудо, свершившееся на сцене.