Постановка родилась по инициативе музея Серебряного века. Режиссер Марина Перелешина, изначально настроенная против работы с текстами Прилепина, загорелась этой идеей после прочтения "Обители". Роман получил в прошлом году престижную премию "Большая книга". Он повествует о буднях Соловецкого лагеря особого назначения, одного из первых "островов" ГУЛага. Главный герой сидит за убийство отца, соседи по нарам - священники, ученые, поэты, дворяне… Соловки с их зверосовхозом и ремесленными мастерскими, "штрафными командировками" и карцерами, типографией и театром, действующим храмом и парашей в алтаре, монахинями и гетерами в одной камере - модель советской лаборатории, кузница "нового человека". Чтобы сохранить себя, здесь держат язык за зубами, руки в карманах, все свое носят с собой. Интеллигенты, правда, азартно спорят, кто больше виноват в гибели России: малограмотные попы или великие писатели.
Для спектакля взяты фрагменты текста - событий почти не осталось, все разговоры да раздумья вперемежку с острыми песнями 25/17. Ее лидеры Антон Завьялов (Ант) и Андрей Позднухов (Бледный) "озвучили" и персонажей "Обители". В спектакль вошло несколько популярных композиций группы ("Последний из нас", "Человек с молотком", "Думай сам", "Путник") и "16-я рота", специально написанная для спектакля (саундтрек есть в Интернете). Рэп как публицистика доходчивее журнальных статей. "Мы - народ-богоносец, мы - народ-победитель, мы будем резать друг друга, а вы поглядите", - публика, чуть более "мужская", чем обычно бывает в театре, охотно притопывала и покачивалась в такт.
Временами артисты переходили в наступление на зрителя, заставляя его проецировать былое на день сегодняшний, примерять лагерную робу. "Вот вы - кем бы вы могли быть на Соловках?" При входе в зал публика заполнила анкеты: больше ста человек с высшим образованием, 11 с научными степенями, десять с чем-то рабочих, остальные - люди умственного труда, деятели искусства, политологи да международники. Некоторые - с противопоказаниями к физическому труду. Таким только стенгазету рисовать, ну и копать быстро научат, заключили артисты. Народ улыбался. Потом решали, за кем можно идти. За Пушкиным или за Толстым. Большинство выбрало Льва Николаевича, не сумев припомнить ни одного его рассказа для крестьянских детей.
- Для меня этот интерактив - повод избавиться от ненавистной "четвертой стены", - признался актер Алексей Шутов. - Когда мы читаем книгу, в голове невольно возникают ассоциации. Мы сопоставляем историю с современностью. Общение с залом служит тому же.
По мнению постановщика "Обители" Марины Перелешиной, именно такой диалог и востребован нынешним зрителем, которому мало наблюдать за действием на сцене:
- Можно сделать спектакль в традиционной манере, с декорациями, костюмами, какую-нибудь проекцию на стену дать, свет, дым, "четвертая стена"… Но нам в "Активном театре" интересно именно разговаривать с публикой. Я ведь и не режиссер, а учительница по сценической речи. Задумав "Обитель", я сразу подумала про ребят из 25/17. Они работают с такой энергией и отдачей, какую не увидишь ни в театре, ни в кино. У них есть чему поучиться. Попав однажды на их концерт, я почувствовала атмосферу Серебряного века, вечеров в "Бродячей собаке", о которых читала в мемуарах Ирины Одоевцевой.
Поклонники 25/17 уже предлагали выпустить "Обитель. 16 роту" на DVD или в аудиоверсии. От видео участники постановки отказались однозначно: мол, телеспектакль - отдельный жанр, скучноватый, весь сок пропадет. Вопрос с аудио открыт.
- У меня была такая мысль, но недавно, проведя несколько версию мастер-классов для слабовидящих людей, я поняла, что полтора часа для них будет мало, - объяснила Перелешина. - Если Захар Прилепин разрешит, надо будет записать весь роман, сделать аудиокнигу. Но тут важно найти ход, чтобы не просто текст на разные голоса прочесть.
"Обитель. 16 роту" показали в рамках арт-проекта Molodost’, который с прошлого года знакомит воронежцев с модными театральными веяниями. В новом сезоне его партнером стала Академия искусств. В ее главном корпусе (бывшем Доме офицеров) планируется немало интересных событий. Следить за событиями можно на сайте проекта и страничке академии искусств.
Эдуард Бояков, ректор воронежской Академии искусств, продюсер:
- "Обитель", как мне кажется, книга из разряда тех, которые появляются не каждое десятилетие. Это та литература, без которой нет нации, нет национальной повестки. Я восхищаюсь многими книгами Пелевина и Лимонова, но это другой жанр. Большой роман за последние лет 30 (а то и больше) у нас случился один - "Ледяная трилогия" Владимира Сорокина… И если книга Сорокина, русский религиозный роман, следует за булгаковским "Мастером и Маргаритой", то "Обитель" связана скорее с традициями XIX века.