Предложенные депутатами поправки отменяют плату за доступ на полки торговых сетей и бонусы, которые поставщики платят сетям. "Нерешенными пока остаются вопросы по введению отсрочек платежей на скоропортящиеся товары или товары длительного пользования. Резко сокращать существующие практики по таким платежам неправильно, все должно делаться поэтапно. Поэтому в случае окончательного принятия поправок необходим переходный период от шести месяцев до года, чтобы участники рынка в тестовом режиме могли посмотреть, как все будет работать", - отметил Виктор Евтухов.
К осеннему чтению ведомство внесет также поправки, направленные на расширение каналов сбыта для производителей и на облегчение ведения торговой деятельности для малых торговых форматов. Они будут относиться к нестационарной, мобильной и ярмарочной торговле. "Нужно защищать поставщиков и производителей от чрезмерной рыночной силы торговых сетей. Пока они диктуют свои условия. И в то же время "пострадавшие" от них производители зачастую ведут себя точно так же по отношению к малой несетевой рознице, навязывая свои условия, - подчеркнул замминистра. - Выходом из этой ситуации может стать саморегулируемый Совет рынка, который объединит ретейл и производителей".
По словам Евтухова, многие регионы уже начали активно работать по рекомендациям правительства в отношении импортозамещения: "Процессы в сельском хозяйстве пошли активнее, и наши производители почувствовали себя увереннее. По данным ФТС, импорт сельхозпродукции сократился на 29%. И стейки, произведенные в Воронежской области, например, уже занимают свое место в российских ресторанах. И такая динамика по многим видам продовольствия".
Доля торговли в ВВП России сейчас составляет 16%. В отрасли трудоустроено около 18% всего населения, из них 1,5 млн человек только стоит за прилавками. Именно поэтому перед государством стоит задача обеспечить поддержку этому сегменту экономики. "Субъекты РФ и органы местного самоуправления должны повернуться лицом к торговле. Нужно поддерживать каждого предпринимателя, работающего в этой сфере, вне зависимости от размера его бизнеса. Нельзя допускать снобизма по отношению к малоформатным торговым предприятиям. Но бизнесу нужно дать четкие гарантии, тогда все требования, предъявленные государством, будут выполняться, - считает Евтухов. - Нельзя наводить порядок запретами и навязывать торговым сетям только местные товары. Это вредит и производителям, и покупателям. Потребители не готовы возвращаться в советские очереди за колбасой. Они хотят качественных продуктов по справедливой цене. Поэтому наша задача развивать все форматы торговли, чтобы любые производители могли найти свой вариант сбыта. Регулировать цены мы не намерены".
Эксперты считают, что за время работы закона о торговле практика его применения еще не устоялась. За 2014 год ФАС получила 232 заявления о нарушениях норм закона о торговле. "В большинстве случаев заявителям было отказано, так как мы не нашли в них состава нарушения. За прошлый год было возбуждено 223 дела, и большая часть по нашей инициативе. На самом деле это немного по сравнению с другими нашими сферами работы. И правоприменительная практика в торговле не носит карательный характер. Возбужденные дела касались несовершенства в контрактных отношениях между поставщиком и сетями, вопросов квот по торговым площадям. Но большая часть дел была возбуждена ФАС по собственной инициативе в ходе проверок органов исполнительной власти субъектов", - рассказал замглавы ФАС Андрей Цыганов. Он уверен, что решению многих проблем поможет развитие многоформатной торговли: "Современная торговля должна быть ориентирована на все категории потребителей и производителей. Зачастую жителям крупных городов не хватает маленьких магазинчиков, где продавец узнает всех в лицо и знает, кому что предложить".