На самом деле в этой инициативе председателя комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимира Слепака нет ничего нового и революционного. Каждый второй работодатель, по данным портала Superjob, давно борется с сотрудниками, излишне увлеченными аккаунтами в соцсетях. В крупных компаниях, с численностью персонала более 5000 человек, чаще других блокируют доступ сотрудников в соцсети. А в некоторых установлены штрафы. Как рассказали "РГ", в одном из интернет-магазинов он составляет пять тысяч рублей. Небольшие предприятия относятся к интернет-активности сотрудников значительно спокойнее и не спешат вводить какие-либо ограничения. А работники тем временем научились умело обходить подобные запреты, используя для онлайн-нужд смартфоны или анонимайзеры.
- Никто не будет глушить сотовый сигнал и запрещать сотрудникам выходить в Интернет со своего смартфона, - представитель компании Superjob Иван Кузнецов. - Но своими корпоративными ресурсами компания имеет право распоряжаться по усмотрению. Никого же не удивляет, что в субботу нельзя взять корпоративную машину и поехать на ней на дачу. Все спокойно воспринимают ограничения в использовании служебного мобильного телефона. Так почему же использование служебного Интернета в личных целях вызывает недовольство?
Кстати, теперь работникам стоит внимательнее относиться к рабочей переписке и осторожнее общаться в онлайн-чатах. 12 января Европейский суд по правам человека принял решение, согласно которому работодатель имеет право читать личную переписку сотрудников, отправленную в рабочее время с рабочего компьютера, а общение в чатах было признано нарушением корпоративных правил.
Но и это еще не все. Чрезмерное увлечение социальными сетями может стать серьезным препятствием для продвижения по карьерной лестнице. Все больше работодателей оценивают облик и поведение своих сотрудников в соцсетях. Каждая четвертая компания требует неразглашения конфиденциальной информации, а каждая пятая следит за корректностью высказываний, использованием нецензурных выражений и откровенных фото. Пока только 2 процента работающих россиян столкнулись с реальными претензиями руководства. Большинство же уверено, что их поведение в виртуальном мире никак не пересекается с трудовыми интересами и вообще ведут они себя в социальных сетях предельно корректно.
Если сотрудник вместо исполнения своих служебных обязанностей зависает в социальных сетях, вряд ли какой-либо запрет или закон заставит его работать. Впрочем, существует масса других способов "занять себя" на рабочем месте - сходить на перекур или выпить чаю, обсудить с коллегами насущные проблемы или просто посплетничать. И они не только отнимают много времени, но и сильно раздражают сослуживцев.
Судить о том, насколько своевременна подобная инициатива, по словам Ивана Кузнецова непросто, но считать вопиющей дикостью тоже не стоит. Компаниям имеет смысл прописать во внутреннем регламенте, как можно использовать корпоративный Интернет. Большинство работодателей именно так и поступает. А раз так, то почему бы и не подвести под это законодательную базу?
Кстати
18 процентов работодателей озабочены морально-этическим обликом персонала в соцсетях.
16 процентов компаний запрещают сотрудникам размещать негативные комментарии о компании, информацию, порочащую организацию, коллег, руководство и клиентов.
3 процента работодателей против публикации фотографий сотрудников в спецодежде или на рабочем месте.
39 процентов российских компаний предпочитают не вмешиваться в личную жизнь работников.