При стечении массы репортеров она надела защитный шлем, оседлала двухколесного коня, махнула ручкой и была такова. В общем-то, здесь эта церемония мало кого удивила: дама частенько предпочитала добираться до места работы таким способом, естественно - в сопровождении охранников, также поневоле ставших велосипедистами.
Нынешнюю отставку министра юстиции здесь давно предсказывали, а в последние дни она, по общему мнению, была неминуема. Дело в том, что Кристиан Тобира вступила в жесткий конфликт со своим непосредственным начальником - премьер-министром Манюэлем Вальсом, а через него - и с самим президентом по принципиальному вопросу. После введения чрезвычайного положения в стране в ноябре прошлого года Франсуа Олланд предложил внести изменения в конституцию. В частности, это касалось новой статьи, в соответствии с которой лица, осужденные по делам о терроризме и имеющие двойное гражданство, лишались бы французского. Так вот министр - а она считалась, как здесь писали, "оплотом левых ценностей" в нынешнем правительственном кабинете - высказалась против такой инициативы.
Сложилась парадоксальная ситуация. В начале февраля в парламенте должен быть представлен проект реформы конституции, и это по существующей практике - прерогатива министра юстиции. Однако несколько дней тому назад Манюэль Вальс был вынужден заявить, что берет эту функцию на себя. Так что отставка была предрешена.
Прощаясь с сотрудниками минюста, фрондерка не стала скрывать причину ухода. "Из-за серьезных политических разногласий", - сказала она.
В то время, как левое крыло соцпартии, в том числе и в Национальном собрании, сожалеет об этой отставке, правые политики, которые к уже экс-министру испытывают далеко не самые теплые чувства (она, кроме всего прочего, была "толкачом" знаменитого закона "Брак для всех", расколовшего страну), довольно потирают руки.
Депутат от партии "Республиканцы" Эрик Сиоти считает, что это "прекрасная новость", которая, как он надеется, положит конец "политике попустительства", проводимой Тобирой в отношении преступных элементов. Поясним: с ее подачи в стране была проведена реформа уголовного права, которая расширила, в частности, применение альтернативных тюремному заключению - "более гуманных" - мер. Во многих случаях это стало приводить к тому, что осужденные порой за серьезные правонарушения довольно быстро оказывались на свободе. Недаром в октябре прошлого года полицейские и сотрудники уголовного розыска провели перед министерством юстиции манифестацию, протестуя против "сверхтолерантности" Тобиры по отношению к преступникам.
Новым министром юстиции назначен близкий Манюэлю Вальсу социалист Жан-Жак Юрвоас, возглавлявший в парламенте комиссию по вопросам законодательства.