Абсолютно невыгодные для Старого Света условия сделки угрожают окончательно разрушить шенгенскую зону и, что еще более катастрофично, доверие между странами ЕС. Тогда, как Турция, чья армия, цитируя французскую "Фигаро", "ведет войну против национального меньшинства, чьи полицейские подразделения только что штурмовали офисы крупной газеты и чью тайную полицию обвиняют в вооружении ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ - прим. ред.)", напротив, может торжествовать. На предстоящем в середине марта саммите Европа полностью удовлетворит, убеждены эксперты, все требования Эрдогана, с высокой вероятностью получив взамен лишь витиеватые восточные обещания. Многие западные СМИ считают, что договоренности с Анкарой на практике выполняться не будут, поскольку турецкий режим по достоинству оценил оказавшееся в его руках геополитическое оружие и не захочет выпускать его из рук. А европейские политики своим бездействием лишь поощряют Эрдогана на дальнейший шантаж и "раздувание огня в Леванте". "Не означает ли договор с Эрдоганом предательство самих себя?", - задается вопросом польская "Газета Выборче". А австрийская Die Press констатирует: "У Эрдогана сложилось впечатление, что ему теперь все позволено. Европейцы притихли и боятся пикнуть".
Парадоксально, но 100 лет назад, когда Османская империя окончательно решала "армянский вопрос", европейские державы точно также закрывали глаза на происходившее в Турции, руководствуясь сиюминутными геополитическими выгодами. Вот и сегодня, по мнению многих западных СМИ, европейские политики намеренно закрывают глаза на нарушения свободы СМИ и прав человека в турецком обществе, для того чтобы "не рисковать достижением главной цели - всеми способами закончить времена нелегальной миграции".
Ради аннонсированной Берлином "базовой сделки" с Эрдоганом лидерам ЕС предлагают не скупиться. Помимо пресловутых трех миллиардов евро, они должны обещать Анкаре безвизовый режим к июню и ускорение переговоров о членстве Турции в единой Европе. Впрочем, по поводу последнего пункта лидеры Старого Света еще готовы "пободаться", выставив множество условий. Однако, потенциальное турецкое членство в ЕС , пожалуй, наименьшее из зол, которые ждут европейцев.
В ходе закулисных переговоров с турецким премьером, "мама Меркель" пошла в миграционном вопросе куда дальше, чем прежде договаривались европейские руководители. Стремясь подыграть Анкаре, канцлер Германии предложила "за каждого сирийца принятого Турцией с греческих островов, перемещать другого сирийца из Турции в одну из стран Евросоюза". Причем, как сообщает The Times, эту идею Меркель при поддержке со стороны коллеги из Нидерландов в последний момент "вывалила на остальных членов ЕС", хотя ранее такие планы отвергались значительным числом европейских стран. В итоге Франция была вне себя, так как Германия с ней даже не посоветовалась. Позицию Парижа поддержали Кипр, Польша, Люксембург и Австрия. Тем не менее, однопартийцы Меркель в Берлине не теряют надежды перед местными выборами в парламент протащить через Евросоюз турецко-немецкий план, который многие эксперты не дипломатично называют опасной авантюрой. Но в Германии рассчитывают, что выдвинутые канцлером идеи упорядочат приток беженцев в Европу и, главное, перераспределят их по всей без исключения территории Старого Света. Как едко заметили венгерские журналисты, "перед встречей в Брюсселе Меркель не прижала демонстративно к груди ни одного беженца или мигранта, которые сейчас убивают свое время, разбирая на части пограничные ограждения между Грецией и Македонией".
Но даже в том случае, если все требования Турции на предстоящем в середине марта саммите ЕС, будут приняты и стороны начнут честно выполнять принятые договоренности, во что верится слабо, можно ли будет говорить о завершении миграционного кризиса? Или хотя бы о том, что ситуация с беженцами взята под контроль? Еврочиновники уверяют, все худшее для Европы позади. Но так ли это на самом деле? В среду на лентах информагентств появилась в прежние времена сенсационная, а ныне ставшая повседневной рутиной новость об аресте 15-летней датчанки, готовившей, вместе со своим успевшим повоевать в Сирии 24 -летним приятелем, теракты в двух местных школах. Оба несостоявшихся взрывника исповедовали консервативный ислам, использовали для агитации своих взглядов соцсети, а для изготовления бомбы применили взрывчатку, аналогичную по составу той, что сработала во время ноябрьских терактов в Париже.
За последний год на территорию Евросоюза проникло более двух миллионов беженцев, многие с фальшивыми документами. Большинство без образования и знания языка. События в новогоднюю ночь в Кельне и других городах Старого света показали, что эти типичные представители "арабской улицы" прибыли в ЕС вовсе не потому, что они разделяют европейские ценности. И кто из них подобно 15-летней датчанке решит в будущем начать собственный "джихад" в той стране Европы, куда их распределят, кто сделает самодельную бомбу, или, взяв нож, отправится резать случайных прохожих, как поступают террористы в Израиле, неизвестно. Европейские спецслужбы откровенно говорят о том, что потеряли многих прибывших в Старый Свет беженцев из виду и не знают, где те находятся. Турецко-немецкий план, который пытается навязать Евросоюзу канцлер Германии, будучи честно реализованным, лишь временно упорядочит приток в Европу новых мигрантов. Однако, он не гарантирует европейцам, что новоприбывшие соотечественники станут уважать их ценности. И не захотят уже в ближайшем будущем продемонстрировать своим "спасителям", по каким законам и нормам отныне будет жить европейский дом.
Соглашение между Турцией и Евросоюзом в турецких СМИ комментируют неоднозначно. Проправительственные газеты называют документ безоговорочным успехом турецкой дипломатии. В частности издание "Сабах" отмечает, что Россия и США были поставлены в затруднительное положение благодаря тому, что Анкаре впервые удалось получить поддержку европейцев по вопросу создания буферной зоны в Сирии. Еще одним серьезным достижением здесь считают введение безвизового режима между Турцией и Евросоюзом. В том, что он будет установлен в газете "Сабах", уже не сомневаются.
С другой стороны в оппозиционных СМИ называют заключенное соглашение торгом или даже шантажом. Некоторые авторы отмечают, что Анкара использует миграционный кризис как инструмент внешней политики и не пытается реально помочь беженцам. Звучит также мнение, что в новых геополитических реалиях, возникших после резкого ухудшения отношений с Россией, Турция вновь обратила свой взор на Запад. Однако, по мнению колумниста Дженгиза Чандара, поддаваться эйфории не стоит, так как приблизиться к европейским стандартам Турция все равно не сможет. По его словам, руководство Евросоюза будет и дальше закрывать глаза на нарушения прав человека и притеснения свободы слова в стране в угоду достигнутых с Анкарой соглашений о "сдерживании" потока беженцев. Однако есть аспекты, в которых сходятся во мнении даже ярые противники. Во-первых, здесь считают, что в сложившейся ситуации ЕС нуждается в помощи Турции больше, чем сама Анкара в помощи европейцев. А во-вторых, как бы не выглядело соглашение с Евросоюзом с морально-этической точки зрения, премьер и министр иностранных дел Турции в любом случае очень тщательно подготовились к саммиту, скрупулезно продумав свои предложения и то, что они хотели бы получить от Европы взамен.
Подготовил Леонид Пчельников (Стамбул)