"Охрана" Прошкина: невразумительная история в симпатичных декорациях

Главная ошибка, которую можно допустить, рассуждая о ситуации с российским кино, - небрежное обобщение. Среди потоков дурновкусия, глупости и невменяемости, характерных в наше время отнюдь не только для отечественной киноиндустрии, встречаются крепкие, хорошие и даже отличные картины.

Но есть еще одна категория фильмов. Они после просмотра оставляют чувство неловкости. Их очень хочется похвалить, но бросающиеся в глаза недостатки перекрывают все достоинства. Так было с "Училкой", где замечательно сыграла Ирина Купченко, но все испортил чудовищный сценарий. Это относится к "Норвегу", который транслировал симпатичную идею - увы, дурно реализованную. То же можно сказать о недавно вышедших "Уроках выживания", опошленных попытками сделать ленту интересной взрослой аудитории. К этой компании присоединился и фильм Александра Прошкина "Охрана".

Нет ничего удивительного в том, что новая трагикомедия вызывает противоречивые чувства. Достаточно взглянуть на творческие биографии ее создателей. Самому Прошкину мы, в частности, обязаны, легендарным "Холодным летом пятдесят третьего", при этом у него есть и куда меньшей художественной ценности работы. Перу знаменитого драматурга Юрия Арабова принадлежат сценарии гениального "Господина оформителя", фильмов Сокурова, недавнего небезынтересного эксперимента Прошкина-младшего "Орлеан". В то же время именно он жестоко надругался над повестью Достоевского "Кроткая".

Фильм "Охрана", по идее, должен рассказывать о жизни нескольких девушек, сторожащих металлургический завод в непростых условиях абстрактного среднерусского городка. Последний слеплен из нескольких населенных пунктов - Мышкина, Калязина и других. Несмотря на царящую вокруг бедность и подчеркнутую безысходность, до примитивной чернухи "Левиафана" настроение не опускается, и живописные декорации радуют глаз.

В центре внимания оказывается только одна из девиц - рыжеволосая Клавдия, желающая забеременеть. Ее работа и отношения с коллегами в фильме занимают третьестепенную роль, а в конце концов начинают мешать повествованию, в связи с чем женский коллектив, в дружности и ценности которого зрителя пытались было убедить, за пару минут распускают.

Основная же линия продирается через ряд побочных и ничем не заканчивающихся историй, не всегда удачных встречных героев, не совсем уместных намеков на Евангелие, крайне сомнительных решений непростых нравственных проблем, таща за собой за уши зародыш фатально неизбежного, но от этого не менее нелепого хэппи-энда.

В результате остается только пожалеть, что, построив атмосферный и по-своему симпатичный мирок, населив его довольно интересными персонажами (в большинстве случаев хорошо сыгранными - это касается и исполнивших главные роли Марии Коровиной и Антона Шагина, и, конечно, Виктора Сухорукова), создатели "Охраны" не смогли рассказать сколь-нибудь вразумительную историю.

2.5