02.06.2016 16:10
    Поделиться

    В Сибири из-за кризиса увеличился рынок франшиз

    Сибирский региональный рынок франшиз увеличился за счет предпринимателей, которые поменяли "флаги". Сделать это их заставили кризисные явления - снижение покупательской активности, банкротство малых предприятий, ужесточение кредитной политики. Сотрудничество с крепким брендом оказалось той самой "соломинкой", которая удержала их бизнес на плаву.

    Для Сибири франчайзинг сравнительно нов, хотя российским предпринимателям он знаком уже более двадцати лет. Напомним, что франшиза - вид отношений между субъектами рынка, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную модель его ведения. Договорные отношения предполагают, что последний получает также право действовать от имени фирмы, использовать ее товарные знаки и бренды. Яркий пример таких отношений - когда на месте сетевых магазинов появляется новая аналогичная торговая сеть, но уже с новым дизайном, ассортиментом, более высоким уровнем обслуживания.

    - На проверку оказывается, что старый и новый владелец - одно и то же лицо. Просто предприниматель "прогорел", а другого бизнес-опыта не имеет. Франшиза открывает ему второе дыхание, дает возможность начать дело с чистого листа, используя опыт сильного игрока, подставившего предпринимателю мощное плечо. Таких примеров, в том числе и в регионах Сибири, становится все больше, - пояснил руководитель федерального проекта "Франчайзинг. Регионы" Андрей Разуваев, выступая на круглом столе в рамках омского форума предпринимателей "Свое дело - твой успех". - Практика показывает, что такой способ предпринимательства - один из самых безопасных. Это выход из сложной кризисной ситуации, причем с возможностью профессионального роста. Неудивительно, что именно в период экономического спада франшиза демонстрирует подъем.

    По словам специалистов, франчайзинг интересен всем игрокам. Владельцы успешных региональных брендов стремятся добиться максимальной узнаваемости и лояльности среди клиентов, занять новую нишу. Кризис заставляет их быть более гибкими, ведь успех во франчайзинге зависит от хорошей рентабельности всех участников сети. А региональный предприниматель лучше понимает особенности местного рынка, и с этим приходится считаться.

    - Если еще совсем недавно франчайзеры требовали от организатора той же пиццерии относительно больших площадей, то теперь согласны и на малое помещение, на торговлю без зала, с системой доставки. Даже уличная торговля может быть в тренде. Например, изготовители шаурмы с хорошим опытом продаж благодаря франшизе могут сделать бизнес не только более рентабельным, но и более качественным и цивилизованным. Такие примеры в регионах уже есть, - отмечает эксперт по франчайзингу Олеся Селюх.

    Помимо малобюджетных, на рынке появились и социальные франшизы. Специалисты предполагают их дальнейший рост, поскольку эта сфера интересна и предпринимателям, и власти, готовой подержать развитие коммерческого сектора в социальной сфере специальными программами.

    - В качестве примера можно привести опыт создания в городе Советске (Ханты-Мансийский АО) центра, специализирующегося на интеллектуальном, инженерном развитии детей, воспитании лидерских качеств. Уникальные методики, которые здесь разработали, дают ребятам возможность стабильно побеждать в форуме "Робофест". Неудивительно, что школа получает господдержку, а ее бренд начинают тиражировать, - рассказала франчайзинговый брокер-консультант Мария Прецкайло.

    - Подобные проекты развиваются и в других городах, в том числе и в сибирских, - дополняет руководитель департамента по взаимодействию с органами государственной власти федерального проекта "Франчайзинг. Регионы" Наталья Ильясова. - Благодаря франшизе предприниматели расширяют торговые сети, открывают студии, кафе, салоны, фитнес-центры, в том числе в спальных районах, и начинают осваивать село. Это новые ниши не только для бизнеса, но и для населения, жизнь которого постепенно становится более комфортной и качественной. По нашим прогнозам, уже в обозримой перспективе городские власти будут составлять концепции создания гармоничной городской среды вместе с предпринимателями.

    Справка "РГ"

    Родоначальником франчайзинга является основатель всемирно известной компании, производящей швейные машины, - Исаак Зингер. С 1851 года его фирма стала заключать договоры о передаче права (франшизы) продавать и чинить машинки дистрибьюторам США. Новая система обеспечила массовое производство продукции с самыми конкурентными ценами. В 1920-х годах американцы начали развивать франчайзинг в розничной торговле. Оптовый продавец давал возможность небольшим магазинам получать скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. После кризиса 1930 года франчайзинг стали осваивать нефтеперерабатывающие компании: появились первые сетевые бензоколонки, которые передавали мелким местным предпринимателям на условиях аренды. В 1945 году франчайзингом заинтересовался будущий основатель компании "Макдоналдс" Рэй Крок.

    Обратившись к владельцам успешного ресторана, он получил лицензию на право купли-продажи таких же заведений и стал преуспевать. В 1997 году с франшизой российский рынок начали осваивать мировые туроператоры и производители спортивной одежды. Была создана Российская ассоциация франчайзинга. В 2004 году вышел в свет первый печатный каталог франшиз в России.

    Кризис 2008 года больно ударил по игрокам рынка: многие компании либо прекратили франчайзинговую деятельность, либо покинули Россию. Ситуация стала восстанавливаться к 2010 году, а в 2011-м количество франчайзеров вдвое превысило докризисные показатели. Новый экономический спад заставил крупные компании обратить свои взоры на регионы. По словам экспертов, это вселяет надежду на дальнейшее цивилизованное развитие малого и среднего бизнеса на местах.

    Поделиться