09.08.2016 16:12
    Поделиться

    Хиллари Клинтон обвинили в клевете и халатности

    Решение родителей двух американцев, погибших при нападении боевиков на консульство США в ливийском городе Бенгази 11 сентября 2012 года, подать в суд на кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон выглядит частью предвыборной стратегии ее соперников республиканцев. Однако этот иск вновь поднял вопрос об ответственности бывшего госсекретаря США за трагедию четырехлетней давности - в Бенгази убили четверых американцев, включая посла Кристофера Стивенса. Выступая на слушаниях в конгрессе в 2012 году, Хиллари признала свою ответственность за смерть сотрудников дипмисии. Но при этом стремилась доказать, что не несет за это персональной ответственности, сообщив, что "вопросы безопасности дипломатов находились в ведении соответствующих специалистов Госдепа". "Я не видела их отчеты, я не утверждала и не отклоняла их", - заявила тогда Клинтон.

    Белый дом наложил гриф секретности на многие документы, которые относились к происходившим в то время в Ливии событиям. При этом власти фактически сделали ответственными за убийство посла Стивенса "стрелочников" из числа средней руки чиновников госдепартамента и сотрудников спецслужб. Так что иск родителей погибших в Бенгази американцев - первая попытка документально доказать, что бывшая госсекретарь, как написано в направленной суду бумаге, несет личную ответственность "за их смерть в результате противоправных действий".

    Поводом для иска также стали предвыборные заявления Клинтон, в которых она отнесла трагедию в Бенгази к числу терактов, которые невозможно было предвидеть.

    Суду предстоит выяснить, знала ли экс-глава американской дипломатии о проблемах в охране дипмиссии в Бенгази, как утверждают ее оппоненты, получала ли предупреждения о готовящихся терактах и почему никак не отреагировала на эту информацию. Благодаря хакерам в СМИ попала часть переписки, которую Клинтон вела с личного адреса электронной почты. Около 300 писем экс-госсекретаря якобы касаются теракта. Противники Клинтон считают, что после событий в Бенгази она пыталась скрыть масштабы совершенного нападения и "обелить" себя.

    В течение четырех лет информация о теракте в Бенгази по крохам просачивалась в прессу и сегодня можно более или менее достоверно восстановить картину нападения. Послом в Ливию Кристофер Стивенс был назначен в конце мая 2012 года. Впрочем, в стране он был не новичком - с 2007 по 2009 год занимал пост замруководителя дипмиссии в Триполи.

    По итогам работы комиссии, расследовавшей обстоятельства трагедии в Бенгази, Клинтон был передан закрытый документ, часть которого все же стала достоянием прессы. В переданных бывшему госсекретарю бумагах говорилось, что руководство Госдепартамента не удовлетворяло неоднократные просьбы об увеличении численности охранников и принятии других мер по укреплению безопасности". А также констатировался низкий уровень координации между различными подразделениями Госдепа в этой сфере. Эти выводы косвенно подтверждает дневник посла Стивенса, который случайно нашли в помещении консульства через четыре дня после его гибели. Из записей следовало, что глава дипмиссии за несколько месяцев до смерти предупреждал Вашингтон относительно того, что он называл "угрозой безопасности, которая никогда не заканчивается, особенно в Бенгази". Стивенс писал о возрастающем присутствии "Аль-Каиды" в Ливии и говорил, что находится в расстрельном списке террористов. Но результат обращений оказался прямо противоположным - из трех мобильных групп США по обеспечению безопасности, работавших в Ливии, две были отозваны. Их заменила местная охрана.

    Как установила проводившая расследование комиссия, так называемой митинг у консульства в Бенгази, который собрался в то время, когда в дипмиссии находился посол США, не был стихийным и стал прикрытием для нападения. Очевидно, что боевики заранее знали от своих источников конфиденциальную информацию о приезде Стивенса в Бенгази для открытия культурного центра. Газета "Вашингтон пост" приводит выдержки из доклада комиссии: "Сложности создал тот факт, что ЦРУ и Госдеп работали в разных зданиях. То есть ЦРУ и его хорошо обученные контрактники не находились в диппредставительстве на случай кризисной ситуации". Поэтому после нападения на консульство 11 сентября 2012 года прошло 30 минут, прежде чем группа сотрудников ЦРУ прибыла к представительству США и вступила в перестрелку с нападавшими. А подкрепление, прилетевшее в Бенгази из Триполи, вообще провело в аэропорту более трех часов, ведя с ливийскими вооруженными группировками переговоры о транспорте и охране.

    Еще одна любопытная деталь: незадолго до теракта консульство США в Бенгази якобы изучали представители американских спецслужб, и признали его готовым к любым потенциальным вспышкам насилия. Но разъяренная толпа ворвалась на территорию дипмиссии через 15 минут после начала штурма. Причем все охранники просто разбежались, преднамеренно допустив нападение.

    Ворвавшись на территорию консульства боевики - около 40 человек, подожгли основное здание. Как сказано в отчете комиссии, некий сотрудник службы дипломатической безопасности повел посла Стивенса к окну, которое служило аварийным выходом. Уже теряя сознание, агент открыл окно и выбрался наружу. Но обернувшись, он обнаружил, что посол не последовал за ним. Вернувшись в здание, агент обыскал его несколько раз, но Стивенса не нашел.

    Медицинское заключение, в котором сказано, от чего погиб американский посол, остается засекреченным. Почти официальная версия - отравился угарным газом и не получил во время медицинской помощи. Версия, получившая распространение в арабских СМИ - Стивенс был застрелен и повторил судьбу Каддафи. Вскоре после теракта в Бенгази газета "Индепендент" со ссылкой на неназванных высокопоставленных дипломатов написала: за 48 часов до атаки в Ливии Госдепартамент располагал достоверной информацией о возможных нападениях, но не предупредил дипломатов. А секретная явочная квартира, где после нападения на консульство в Бенгази укрылись оставшиеся в живых сотрудники дипмиссии, якобы подверглась длительному обстрелу. Несет ли за эти вопиющие проколы в системе безопасности ливийского консульства персональную ответственность бывшая госсекретарь США Хиллари Клинтон, предстоит установить американском суду. Если, конечно, Белый дом заранее не "подкорректировал" секретные материалы как представляющие угрозу для предвыборной кампании кандидата в президенты США от Демократической партии.   

    Поделиться