"Оно приходит ночью": красивый психотриллер в оболочке хоррора

Молодой сценарист и режиссер Трей Эдвард Шульц уже успел продуктивно погостить и на "Сандэнсе", и в Канне, обратив на себя внимание любителей независимого кино весьма оригинальной дебютной работой "Криша". Вместе с оператором Дрю Дэниелсом и композитором Брайаном МакОмбером им удалось - за сущие гроши! - сделать из простой на первый взгляд семейной драмы настоящий психологический триллер - гротескный, пронзительный, цепляющий, бьющий обухом в самое темечко. Теперь талантливая троица взялась препарировать жанр хоррора. И справилась с этим даже с большим блеском.

Нравится это или нет упертым поклонникам бройлерных штамповок, в которых предсказуемые скримеры тоскливо размазываются по декорациям пластикового фэнтези, подавляющее большинство заслуживающих внимания фильмов ужасов, выходящих в наши дни, по тем или иным причинам собственно фильмами ужасов могут считаться с большой долей условности. "Страшилка" как самоцель себя, похоже, окончательно изжила, что регулярно подтверждают и бесконечные ремейки ремейков с прочими приквелами спин-оффов, и "новые" ленты про мертвых девочек, злых бабулек и прочих страшненьких монстриков с восставшими мертвецами и ожившими предметами. То, что находится за рамками этого пыльного уныния, стало принято называть пост-хоррором.

Общего у фильмов этой категории может быть крайне мало, но объединяет их то, что под видом "ужастика" они предлагают нечто совершенно иное (это и вызывает интуитивное раздражение у потребителей киношного фастфуда). И новый фильм Шульца "Оно приходит ночью" в этом отношении можно считать образцовым.

Умение Шульца нагнетать граничащее с надрывом напряжение при помощи впечатляющей работы с кадром Дэниелса и виртуозно играющего на нервах экспериментального звукового сопровождения МакОмбера, продемонстрированное в первой их картине, достигло уровня подлинного искусства. Теперь к этому добавилась изящная эксплуатация людских архетипических страхов. Таким образом при бюджете в пять миллионов долларов авторы "Оно приходит ночью" создали произведение, по своим эстетическим параметрам превосходящее любых жанровых конкурентов.

Не говоря уже о параметрах содержательных. Перед нами, по сути, более мрачная версия той же "Криши", скрещенная с "Дорогой" Хиллкоута-Маккарти. Персонажи, помещенные в постапокалиптический мир, где свирепствует загадочная эпидемия, поставлены перед жестокой необходимостью осознавать жуткую беспристрастную справедливость формулы "человек человеку - волк" в экстремальных условиях. И самым лучшим, добрым и честным рано или поздно придется вставать перед почти невозможным выбором, когда все варианты - неправильные.

Всю тяжесть этого решения убедительно иллюстрируют Джоэл Эдгертон и Кристофер Эббот (нет, это не Кит Харингтон), играющие глав двух семейств, пытающихся ужиться под одной крышей в атмосфере тотального взаимного недоверия и спорадически прокрадывающегося в сознание непреодолимого мистического ужаса.

"Оно приходит ночью" непременно доставит удовольствие ценителям нетривиального угрюмого кино и, вне всяких сомнений, заставит почувствовать себя обманутыми пожирателей скримеров (хотя они тут все же есть, пусть и в несколько издевательском контексте). Последним расстраиваться не стоит - специально для них в соседнем зале все еще показывают очередную сказку про куклу-убийцу.

4.5