"Тельма": артхаусный хоррор про лесбиянок, выдвинутый на "Оскар"
Тельма, титульная героиня нового фильма Йоакима Триера, милая, хрупкая и скромная девочка, выросшая в скандинавской глубинке в глубоко набожной семье, переезжает учиться в столицу - типичное начало новой эры торжества прогрессивных идей. Эти самые идеи крамольного, богохульного толка червяками сомнений проникают в ее голову, заражая остальной организм и душу, а в сердце неожиданно распускается ядовитый цветок аморального амура. Тельма влюбляется в сокурсницу.
Возникающий в результате когнитивный диссонанс провоцирует внутреннюю борьбу, проявляющуюся в странных эпилептических припадках и различных сверхъестественных активностях, а также в галлюцинациях, имеющих однозначную ветхозаветную трактовку. Триер запихивает в горло юной студентки большого зеленого змея (смотреть без регистрации и СМС), чтобы всякому стало ясно: в ней поселился дьявол. Нетрадиционную ориентацию как метафору бесноватости он использует исключительно ради сарказма, а для пущей доходчивости орудует инструментарием, позаимствованным из культовых ужастиков определенной тематики.
Заход на жанровую территорию ленту, которая могла бы стать очередной нудной артхаусной лесби-соплежуйкой, сильно оживил. "Тельма" - пасмурная, сонная и заторможенная, как воскресенье в середине ноября, но это даже к лицу истории, отдаленно напоминающей потерянную часть вселенной "Людей Икс". Перед Тельмой, обладающей могучими сверхспособностями (телепортация, телекинез, пирокинез etc.), но обделенной вниманием профессора Ксавье, ставится вопрос: кого любить - Бога или сокурсницу. Ответ, разумеется, формулировку уничтожает. Поскольку Бог - есть любовь. А тот, кто любви в каком-либо ее проявлении каким-либо образом препятствует - сам себе роет могилу. В прямом почти смысле.
Мистические и психоделические моменты фильма, один из которых, кстати, визуализирует название группы Александра Лаэртского "Волосатое стекло", придуманы здорово и собой со всех сторон хороши. У Триера отлично получается заставить классический триллеровый саспенс играть на нервах дуэтом с нарастающим сексуальным напряжением, а бытовой этюд круто завершить леденящим буквально ужасом. Почему он раньше так не делал, а делал зевотные фестивальные драмы, понятно. Фестивальным жюри зевотные драмы по нраву. Но будь "Тельма" хоррором - она была бы отличным хоррором.
Пока (?) окончательно уйти в жанр дальнему, по слухам, родственнику Ларса фон Триера не хватает или желания, или смелости. Посему его последний фильм о недостатках религиозного воспитания, на два часа погружающий в противоречивый внутренний мир чудо-лесбиянки, неподготовленному, неискушенному человеку смотреть все еще сложновато. Зато на "Оскар", на соискание которого Норвегия выдвинула "Тельму", в силу проблематики (во-первых) и художественных качеств (во-вторых), шансы у нее как минимум ненулевые.
3.5