"Битва полов": мировой феминизм против пожилого неудачника

Голливудская мода на феминизм, похоже, всех нас с вами переживет. "Фабрика грез" еще не раз нам наглядно продемонстрирует, как матриархат побеждает зло, ставит на колени и зверски с ним расправляется - как тут не вспомнить свежую "Американскую историю ужасов". Вот и фильм "Битва полов" от режиссеров "Маленькой мисс Счастье" повествует о том же - только с куда меньшим остроумием.

Картина получила имя, присвоенное американской общественностью резонансному спортивному событию, теннисному матчу 29-летней Билли Джин Кинг против 55-летнего Бобби Риггса. Встреча прошла в 1973-м, собрала полный стадион и приковала к экранам толпы - не в последнюю очередь благодаря агрессивной рекламной кампании и экстравагантностям Бобби, вовсю эксплуатировавшего образ махрового шовиниста всем на потеху.

В отличие от Джейн Андерсон, создателя комедии 2001 года "Когда Билли побеждает Бобби", Джонатан Дэйтон и Валери Фэрис вместе со сценаристом Саймоном Бофоем решили снять вымоченную в слезах и социальном пафосе драму, где комедийные элементы сохранились только в фигуре Риггса - его соответствующим образом сыграл комик Стив Карелл.

В стремлении наделить рассказ об этом примечательном, но, по большому счету, довольно курьезном мероприятии непререкаемой политической серьезностью они заметно переусердствовали. При этом упустив ряд факторов, которые кое-как могли им в этом помочь.

Взять хотя бы исторический контекст - начало семидесятых. Чего только не происходило внутри США и вокруг них! Но ничем, кроме шмоток и поздравительного звонка президента Никсона главной героине (он нужен только для того, чтобы позлить вышедшего в тираж Риггса), эпоха фактически не представлена. Если, конечно, не считать царящей всюду вопиющей нетолерантности, ради решительного порицания которой фильм, собственно, и снимался.

От этой ошеломительно прямолинейной ангажированности в первую очередь пострадала сама Билли Джин - у оскароносной Эммы Стоун героиня вышла пресная и по харизме подчистую проигрывающая аналогичной роли Холли Хантер из упомянутого фильма Андерсон. Обильный грим, нанесенный на звездную актрису, рассматривать куда интересней, чем наблюдать за ее действиями (вина, подчеркнем, не столько Стоун, сколько сценария). Оператор Линус Сандгрен, вместе с Эммой озолотившийся благодаря "Ла-Ла Ленду", этому изо всех сил способствует, в подробностях многочисленными крупными планами показывая, какую отменную Катю Пушкареву из нее удалось вылепить.

Даже достижения Билли Джин в борьбе за равноправие разнополых спортсменов, довольно заметные в реальной жизни, в "Битве полов" теряются в тени нелепого состязания с Риггсом. И - томных терзаний теннисистки, осознающей вдруг свою гомосексуальность благодаря влюбленности в парикмахершу. Забавно, что в фильме это моментально становится достоянием общественности: окружающие Билли Джин люди как будто обладают какими-то встроенными ЛГБТ-детекторами (почти как в "Футураме"), буквально с первого взгляда обнаруживающими наличие у нее любовницы. Гомофобские семидесятые, сами понимаете. Вот бы еще сиквел (хотя не будем загадывать), где отважная Билли играет против отъявленного гомофоба. Да что там, можно целую супертолерантную франшизу развить.

Второстепенная - любовная - линия, помимо своего неуклюжего влияния на основную (нелады в личной жизни мешают Кинг сосредоточиться на спорте), позволяет лупить по клятому патриархату сразу из двух пушек. И для усиления поражающей мощи зрителю предлагается образ врага всех свобод - теннисистки Маргарет Корт, настоящей коллаборационистки от прекрасного пола, изображенной с нескрываемым презрением. Вы только посмотрите на нее: мало того, что она мужу ребенка родила, так еще и к однополым связям относится с осуждением! Понятно, что поражение такой явной гендерной предательницы от все того же Риггса представляется закономерностью высшего порядка.

Самое смешное, что герой Карелла обращает на себя куда больше внимания, чем все эти милые барышни, вместе взятые: паясничает, беспрерывно шутит за гранью фола и напяливает наряды один другого нелепее. В какой-то момент героиня все-таки находит нужным отметить: успешное противостояние в развлекательном шоу ветерану, истосковавшемуся по медийности и выглядящему скорее как гротескная карикатура на все то, что он провозглашает, не тянет на "окончательный ответ зарвавшимся мужланам".

Поэтому реальным своим антагонистом она объявляет надменного чиновника Джека Креймера - истинного женоненавистника и циничного эксплуататора дамского спортивного труда. Но каких-то видимых изменений это не вносит: все шишки вплоть до финальных титров продолжают сыпаться на несчастную голову неосторожного горлопана Риггса, робкого подкаблучника, публично строящего из себя альфа-самца, и просто неудачника.

В общем, хоть провокацию сексистов выискивай: снимали кино о важности эмансипации и борьбы с предрассудками, а вышло о том, как один азартный пожилой шут довыпендривался.

2.0