"Бои без правил": англичанин распускает руки в тайской тюрьме

Билли Мур, широкоплечий бледный англичанин, сыгранный Джо Коулом (Джон Шелби из "Острых козырьков"), живет в Таиланде, бьется на ринге с местными, курит запрещенные вещества и промышляет нелегальным гешефтом. За что его в какой-то момент ловит полиция и определяет в обычную тайскую тюрьму. Помимо наркозависимости и буйного нрава положение Билли усугубляется тем, что по-тайски он ни бе ни ме ни кукареку, так что за решеткой на чужбине, где и без того условия и порядки, мягко говоря, не уровня пятизвездочного отеля, ему придется несладко.

Что за фрукт вообще этот Билли Мур и как он дошел до жизни такой, нам не объясняют. Просто ставят перед фактами: вот есть какой-то парень, он любит подраться и оказался каким-то образом за тысячи километров от родины, а теперь угодил туда, где нет труда. Между тем фильм "Предрассветная молитва" (A Prayer Before Dawn), локализованный зачем-то у нас как "Бои без правил", хотя никаких боев без правил здесь нет и в помине, - вообще-то основан на мемуарах настоящего Билли Мура, человека судьбы крайне любопытной.

Собственно, в Таиланд он попал с целью сбежать от темного прошлого, до краев заполненного детскими травмами, наркотиками, преступлениями и наказаниями, и начать все заново. Поначалу у него это получалось: Билли устроился учителем английского и даже поработал дублером Сильвестра Сталлоне (!) на съемках четвертого "Рэмбо". Но, как поется в одной песне, побег от себя - это всегда в финале ничего хорошего. Через какое-то время Билли снова начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился.

Фильм условно состоит из двух приблизительно равных частей. Первый час посвящен ужасам, творящимся в пенитенциарных учреждениях далекой азиатской страны, изображенным с особой тщательностью, и мытарствам главного героя. Ночные изнасилования, коррупция среди персонала, избиения, грязь, уголовники, покрытые высокохудожественными татуировками с ног до головы, их нехитрые развлечения, бараки, где нет кроватей, и плотно утрамбованным в бараки заключенным иногда приходится спать бок о бок с трупами - вот это вот все и многое другое выписано чрезвычайно реалистично, где-то, может, даже чересчур, фактурно, убедительно.

Ко второму часу тюремная драма перетекает в спортивную. Герой перерождается: резко бросает употреблять всякую дрянь, заводит романтические отношения и записывается в секцию тайского бокса. Здесь ему тоже предстоит некоторые трудности претерпевать, но с теми, что были до этого, они уже ни в какое сравнение не идут. Если оставить за скобками декорации, вполне стандартное кино про боксеров. Вместе с тем начинает хромать и реалистичность: те же зеки, что еще недавно довели какого-то доходягу до суицида групповыми сексуальными надругательствами, вдруг оказываются неплохими такими ребятами, душевными.

Впрочем, судя по всему, фрагмент автобиографии Билли Мура, рассказывающий о его пребывании в казематах, перенесен довольно точно. Какие-то события хронологически перетасованы для соответствия драматургическим законам, где-то краски чуть сгущены, где-то добавлено отсебятины (любовная линия с трансгендером, например, - а то как же без любовной линии с трансгендером обойтись-то, в Канны ж еще ехать), но в целом вроде бы все так и было.

Почти безмолвная - в силу языкового барьера, стоящего между Билли и его окружением, - и оттого еще более впечатляющая в плане точности подачи материала картина продвигает нехитрую, но дельную мысль: иногда, чтобы обрести себя, нужно попасть в тайскую тюрьму. Не стоит это воспринимать как руководство к действию, конечно, или как вариацию призыва выйти из зоны комфорта. Скорее это очередной пример того, как благодаря силе воли человек способен стать лучше, чище и добрее в самых, казалось бы, неблагоприятных для того обстоятельствах. Духоподъемный фильм, вдохновляющий. Вот только на его премьеру реальный Билли Мур не попал (только в кадре засветился). И знаете, почему? Потому что он тот день провел в тюрьме. Уже в другой. И по другому поводу. Такие дела.

3.5