"Фагот": что получилось из попытки снять в России ромком на айфон
Илья Найшуллер снял экшн-боевик от первого лица, Стивен Содерберг снял триллер на айфон, все кому не лень снимают ромкомы, а Борис Гуц решил соригинальничать и снял ромком от первого лица на айфон.
И назвал его эдак с подковыркой - "Фагот". Вроде бы и музыкальный инструмент, худо-бедно вписанный в бэкграунд, а вроде бы и ругательство, коим нетолератные жители англоговорящих стран маркируют представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Самих этих представителей на экране мы не видим. Зато вместо этого наблюдаем за поступками персонажей, каждый из которых, включая в основном остающегося за кадром неудачника Максима, достоин этой характеристики в самом "плохом", то есть - переносном смысле.
Идея превратить протагониста в оператора, прилепив гаджет ему ко лбу, что и говорить, интересная и известного остроумия не лишенная. Было бы и вовсе замечательно, если бы остроумия не было лишено и все остальное - диалоги, например. Комедия же все-таки. Но вот как раз со всем остальным дела обстоят куда печальнее.
Начинается все с эпатажной постельной сцены (за ней, напомним, зритель наблюдает глазами её непосредственного участника), и она окажется отнюдь не последней. Вот уже второй раз подряд Борис Гуц не отказывает себе в удовольствии продемонстрировать оральное ублажение кем-нибудь героини Анастасии Прониной. Только в этот раз это превращается в весьма специфический аттракцион. Вероятно, вы уже догадались, почему.
В принципе, это все тоже по-своему забавно, но вовсе не в том смысле, в котором мы привыкли применять этот эпитет к комедиям - даже к романтическим (впрочем, Анна Меликян, возможно, с этим бы поспорила). А вот с классическим способом веселить публику - собственно, шутить - у "Фагота" совсем беда. До звенящей в ушах тишины в тех моментах, когда, по идее, положено прозвучать хотя бы паре смешков. Ведь зачем-то же Юлия Ауг, играющая бедную мать идиота Максима, заимствует содержание одного из самых запоминающихся своих монологов (про футбол, конечно, у нас ведь обывательское зубоскальство на тему отечественного футбола никогда не устареет и всегда будет чрезвычайно остро) из анекдота, покрытого давно успевшей поседеть бородой?
Почему Максим идиот? Потому что в качестве предлога для расставания с подругой - объявившей ему о своей беременности омерзительной стервой - он избирает собственную мнимую гомосексуальность. Это и становится завязкой нехитрого сюжета, отправляя нас в вояж по дурацким, тщащимся попасть в интонации лучших работ Романа Каримова диалогам крайне неприятных людей, к тому же малоубедительно сыгранных. И предельно фальшивые мелодраматические нотки в конце ситуацию спасти никак не могут.
Признаки безбожной кустарщины в "Фаготе" вообще торчат буквально - не сочтите за грубый каламбур - из каждой дыры: начиная от ужасного звука (включая музыку) и заканчивая неестественным поведением действующих лиц (их тут всего полдесятка). Даже самый неудачный из клипов "Ленинграда", которыми Сергей Шнуров беззастенчиво заваливает медиапространство и засоряет головы соотечественников, выглядит в разы профессиональней.
Особенно досадно и причудливо это выглядит на фоне предыдущей, дебютной работы Гуца "Арбузные корки" - фильма, может, и сыроватого, местами неровного, но создававшего впечатление неординарного и свежего для нашего кинематографа произведения - куда более привычными методами, чем те, какими того же самого пытается добиться "Фагот".
2