07.03.2019 08:03
    Поделиться

    Почему Забайкалью нужно госрегулирование стоимости электроэнергии

    Одна из наиболее серьезных проблем в экономике Забайкальского края - высокая стоимость электроэнергии для бюджетных потребителей и предприятий, подключенных к сетям низкого напряжения.

    Сегодня цена киловатт-часа без учета НДС - 5,59 рубля. Это существенно выше, чем у всех соседей: на 71 процента по сравнению с Иркутской областью, на 43 - с Республикой Саха (Якутия), на 16 процентов - с Республикой Бурятия, на шесть процентов - с Амурской областью. В большинстве других регионов Дальневосточного федерального округа благодаря госпрограммам снижения тарифов и привлечения инвестиций стоимость электроэнергии также меньше, нежели в Забайкалье.

    Такой тарифный дисбаланс наблюдается уже долгое время. В поисках "золотой середины" руководство региона неоднократно обращалось в Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС Российской Федерации, предлагая самые разные варианты решения проблемы. Одним из них могло бы стать, например, образование единой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности "Сибирь".

    Надо сказать, что отклики на наши инициативы были, в том числе и положительные. Но ни одна краевая идея так не увенчалась успехом. Как объясняли в федеральных ведомствах, с одной стороны, это получалось из-за несоответствия наших предложений принципам функционирования электроэнергетики, а с другой - потому что в среднероссийской статистике по уровню цен Забайкалье выглядит далеко не хуже всех.

    Между тем длительное применение различных норм, правил и исключений к электросетевому комплексу смежных территорий неизбежно ведет к негативным социально-экономическим последствиям. Создание в Забайкальском крае новых энергоемких производств попросту невыгодно. Предприниматели вообще считают лучшим выходом из ситуации переезд в более комфортные места. О какой конкуренции в сельском хозяйстве или перерабатывающих отраслях может идти речь, если у регионов-соседей совершенно иные условия?

    Длительное применение различных норм, правил и исключений к электросетевому комплексу смежных территорий неизбежно ведет к негативным социально-экономическим последствиям

    Рост тарифа не позволяет начинать или развивать производство, а снижение количества потребителей влияет на полезный отпуск электроэнергии: чем меньше ее продается, тем больше становится тариф. Получается замкнутый круг.

    Очередной попыткой восстановить справедливость стали предложения Забайкальского края на подготовленные правительством РФ и внесенные в Госдуму изменения в статью 36 Федерального закона "Об электроэнергетике". Речь идет о расширении перечня отдельных ценовых зон оптового рынка, где государство в лице Федеральной антимонопольной службы устанавливает особые условия ценообразования, а проще говоря, снижает оптовую стоимость электроэнергии - одну из составляющих конечного тарифа. Сегодня Забайкальский край в указанный перечень не включен. Но мы продолжаем настаивать: механизм государственного регулирования стоимости электроэнергии на оптовом рынке - это спасательный круг для всей экономики края.

    Кстати

    В 2017-2018 годах в перечень регулируемых ценовых зон оптового рынка включены Бурятия и Карелия. Это позволило снизить стоимость электроэнергии в этих регионах на 20 процентов.

    Справка "РГ"

    Высокие тарифы во многом обусловлены особенностями энергосистемы Забайкальского края. Основу генерации здесь составляют угольные теплоэлектростанции, себестоимость выработки которых на фоне роста цен на сырье и другие составляющие ежегодно увеличивается. При этом объемы потребления электроэнергии на территории края снижаются, что также отражается на росте стоимости услуг сетевых организаций. Кроме этого, отдельные станции работают в так называемом вынужденном режиме, при котором цена киловатт-часа устанавливается ФАС РФ. По сравнению со станциями, где стоимость электроэнергии формируется рыночными механизмами, их цена минимум в два раза выше.

    Поделиться