"Пираньи Неаполя": пацан к успеху шел

В Неаполе все плохо. Город поделен на зоны, которыми управляют фамильные мафиозные кланы. Все их боятся, и никто с ними ничего не может сделать. В такой депрессивной обстановке подрастает главный герой фильма "Пираньи Неаполя" Никола, паренек лет 15-16. У него есть своя маленькая детская банда, с которой они катаются по округе на скутерах и мечтают стать настоящими гангстерами.
kinopoisk.ru

Фильм "Пираньи Неаполя" Клаудио Джованнези - представитель целого жанра современных итальянских криминальных драм. Сам Джованнези известен прежде всего по сериалу "Гоморра", тоже к нему относящемуся. Или есть еще другая "Гоморра" (но по той же книге Роберто Савиано) - Маттео Гарроне, взявшая Гран-при Каннского фестиваля в 2008-м. Или недавний "Догмэн" того же Гарроне (с оговорками). Или "Субурра" Стефано Соллима. В общем, солидная такая категория.

Мир итальянской организованной преступности, показанный в "Пираньях" (снова по Савиано, кстати), чем-то напоминает наши бандитские девяностые. Да и не только девяностые: скажем, колоритная сцена свадьбы имеет отчетливый горький привкус размашистых безвкусных празднеств по случаю бракосочетания, которые по субботам происходят во всех уголках России. Персонажи фильма - типичные гопники с понятными жизненными ценностями. Дорогие броские шмотки, девушка модельной внешности, мебель с позолотой - мерила благополучия для них. Но главное, конечно, - семья. Наверняка они тоже выкладывают у себя в соцсетях фотки в красивых спортивках с подписью вроде "За семью и за двор стреляю в упор". Как это будет по-итальянски, интересно?

История простая, архетипичная. О том, как "пацан к успеху шел". Никола заводит дружбу с наследником некогда влиятельного босса, посмевшего снюхаться с полицией, они сговариваются с другим боссом, сидящим под домашним арестом, получают от последнего на руки оружие и принимаются наводить шороха, захватывая власть в районе.

Несколько, однако, смущает тот факт, что кучка мальчишей-плохишей способна вот так запросто выгнать за шкирку из бизнеса серьезных, казалось бы, матерых бандитов. Да и вообще какая-то мелкотравчатая эта бессмертная мафия: вся ее деятельность сводится к обиранию рыночных продавцов и торговлей запрещенными гербариями у вуза. Несерьезно как-то.

Получилось ли у пацана, фартануло ли, узнать нам не суждено. Финал у фильма нараспашку. Ни одна из сюжетных линий толком не завершается. Вероятно, в этом есть какой-то смысл. Хотя чего уж там, все и так предсказуемо. Когда в 15-16 лет тебя засасывает опасная трясина, назад дороги нет, а вперед - всего две: за решетку или на тот свет. Никола осознает это слишком поздно.

О сопереживании здесь, как заведено в криминальных драмах, речи не идет. Поначалу герой еще лелеет надежду что-то изменить. Прекратить выбивать деньги - уже доброе дело. Но вот он совершает свое первое сознательное убийство. Хладнокровно, продуманно, даже изысканно. И все. Юный идеалист-максималист, влюбленный первой любовью, трогательно заботящийся о маме, безвозвратно превращается в циничного душегуба.

Да, сопереживания нет, но есть сочувствие. Клаудио Джованнези деромантизирует итальянскую мафию (при этом в самой Италии - и особенно в Неаполе - у нее по-прежнему предостаточно сторонников), лишает ее оболочки шарма, заставляя ужаснуться ее нутру. О детях с автоматами Калашникова в руках обычно принято думать и рассуждать в контексте самых отсталых африканских стран, раздираемых гражданскими войнами. А тут вдруг самая настоящая просвещенная Европа. И вот в этой просвещенной Европе, которая к нам совсем близко во многих смыслах, обычному подростку кого-нибудь застрелить - как за хлебом сходить. Хочется верить, что все это чудовищный, не имеющий никакого отношения к реальности вымысел. Очень хочется верить.

3.5