Планируется, что эксперимент продлится до 1 марта 2022 года. Действие документа распространяется на БАД разных типов - от ферментных препаратов и витаминов до товаров, содержащих культуры микроорганизмов.
"Доля фальсифицированной и контрафактной продукции на российском лекарственном рынке совсем незначительная, около 0,01%, это связано с системной работой Росздравнадзора и тем, что все участники процесса подлежат обязательному лицензированию. А вот рынок биологически активных добавок таким низким уровнем фальсификатов похвастаться не может и требует дополнительного регулирования, и маркировка станет гарантией безопасности данных продуктов для здоровья потребителей, - говорит член Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Евгений Нифантьев. - Считаю, чем раньше производители БАД присоединятся к эксперименту, тем в дальнейшем проще будет процесс перехода на обязательную маркировку БАД".
Аптечный сегмент рынка БАД заметно меньше лекарственного - в рублях в 15 раз (емкость аптечного рынка лекарств 1,13 трлн рублей против 74,1 млрд рублей у БАД), в упаковках - в 15,5 раза (5 млрд упаковок против 322 млн). При этом количество производителей БАД сравнимо с количеством производителей лекарств (около 1000). Производителей, которые выпускают и лекарства, и БАД, около 220, то есть большая часть производителей должна будет готовиться к маркировке с нуля. В результате могут вырасти цены на БАД, так как их объемы продаж ниже и компенсировать затраты на маркировку объемами не получится, полагает директор ОСИ DSM Group Юлия Нечаева.
По данным DSM Group, по итогам 2020 года сегмент БАДов на российском фармацевтическом рынке вырос на 17% в денежном выражении, в упаковках он сократился на 1%. Наибольший рост продемонстрировали БАД, поддерживающие иммунную систему, - их рост за год в деньгах составил 124%. Общий объем российского фармрынка в денежном выражении составил 2,04 трлн рублей и 6 млрд упаковок (на 4% меньше, чем в 2019 году).