Трасса нового тоннеля идет параллельно старому, действующему сейчас. Он был проложен в первой половине 1960-х годов и сегодня находится в аварийном состоянии. Обрушение сводов может произойти в любой момент.
- Увы, он выглядит плачевно, - рассказал представитель заказчика, главный специалист ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" Николай Путилин. - Его строили старым методом шахтной проходки, конструкции во многих местах изношены, грозят обрушением, но пока он продолжает действовать.
Новый тоннель строят с использованием самых современных технологий. Проходческий щит диаметром более четырех метров вынимает горную породу, затем в тело тоннеля укладываются тюбинги из высокопрочного бетона - элементы конструкции, в собранном виде образующие свод. Карстовые породы крымских гор как губка насыщены водными протоками. Чтобы бетон со временем не разрушался, между тюбингом и горной породой через отверстия закачивается специальный полимерный состав, затвердевающий и набирающий прочность в результате контакта с водой.
- Сегодня при строительстве применяются технологии метростроя, тоннельный водовод будет иметь определенную гибкость, он рассчитан на сейсмостойкость до восьми баллов, - рассказал Николай Путилин. - Гарантийный срок всего объекта - 50 лет.
Новый тоннельный водовод будет иметь наружный диаметр 4,1 метра и внутренний 3,5 метра. Кстати, тюбинги для него производят в Бахчисарае. Кроме прочного бетона все элементы имеют прорезиненные стыки для лучшей гидроизоляции.
- Сейчас скорость проходки - 13 метров в сутки, но она не постоянна, зависит от многих факторов, - рассказал заместитель генерального директора компании-исполнителя ООО "ПРиСС" Андрей Булыгин. - Влияет прочность встречающихся пород, водные линзы, поэтому средняя скорость проходки составляет 7,7 метра в сутки.
Чтобы не возникло чрезвычайных ситуаций, проходческий щит должен работать непрерывно, пока не проложит всю трассу. Остановка более двух часов грозит тем, что мокрый грунт может засосать оборудование и тогда запустить его будет крайне сложно. Поэтому строительство идет в круглосуточном режиме: здесь задействовано 16 специалистов в одну смену и восемь единиц техники. Проходчики движутся к точке, где они должны состыковаться с полуторакилометровым отрезком недостроенного участка тоннеля.
- В 1980-е годы начинали строить новый тоннель, но завершить его не успели, - рассказал Николай Путилин. - Сейчас эти 1,5 километра не в лучшем состоянии, во многих местах оголилась арматура, есть трещины и осыпание бетона, но мы можем объект реконструировать, поэтому этот участок включен в новый маршрут.
Лагерь строителей находится у села Счастливое Бахчисарайского района, а с южной стороны гор тоннель будет выходит на поверхность неподалеку от Васильевки. Благодаря естественному перепаду высот вода по тоннелю потечет самотеком. После завершения сооружения нового водовода, старый, пока действующий тоннель обследуют и, скорее всего, выведут из эксплуатации.
Кстати
Одновременно полным ходом продолжается сооружение канализационного коллектора в Симферополе. Из 17 километров под землей пройдено уже 10,1, или 68 процентов всего маршрута. Общая же готовность объекта с учетом необходимости переключения коммуникаций оценивается в 48 процентов. Стройка должна быть завершена в августе 2023 года, однако работы ведутся с опережением графика, так что с большой долей вероятности это произойдет раньше. До конца декабря нынешнего года строители обещают открыть свободный проезд по улице Павленко. А к маю будущего года должны завершиться работы и на Евпаторийском шоссе.