21.10.2022 09:38

Ученые расшифровали геномы 13 неандертальцев из алтайских пещер

Международная группа ученых изучила геномы 13 неандертальцев, живших в алтайских пещерах около 50 тысяч лет назад. Специалистам из Института эволюционной антропологии Макса Планка удалось составить первый "генетический портрет" семьи алтайских неандертальцев.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Генетики секвенировали ДНК семи мужчин и шести женщин, останки которых были найдены в Чагырской пещере и пещере Окладникова. Как оказалось, пять из них принадлежат детям и подросткам.

Ученые установили, что группа неандертальцев являлась членами одной семьи. На древней стоянке проживали отец, его дочь-подросток, а также ее двоюродный брат и, возможно, бабушка или тетя. Анализ гетероплазмий показал, что все обитатели пещеры жили и умерли примерно в одно и то же время.

Исследование мужской Y-хромосомы, показало, что родственных друг другу мужчин в этих пещерах было значительно больше, чем женщин. Это свидетельствует о том, что неандертальцы предпочитали создавать семью с женщинами из других племен.

- Таким образом, мы впервые можем использовать генетику для изучения социальной организации общины неандертальцев, - говорят ученые.

По данным экспертов, древние люди, жившие в Чагырской пещере и пещере Окладникова, не были потомками неандертальцев, населявших около 120 тысяч лет назад Денисову пещеру.

Как сообщала "РГ", две ранее неизученные пещеры были обнаружены вблизи археологических памятников у реки Чагырка. Чагырские неандертальцы, в отличие от "денисовцев", генетически были ближе к европейским. При этом они жили более изолированными группами, семьями. Придя на Алтай, чагырцы принесли сюда микокскую традицию изготовления каменных орудий, получившую именование по названию французской пещере Ла-Микок.