Эксперты оценили влияние индукторов интерферонов на заболевших острыми вирусными респираторными инфекциями
Текст: Полина Кузнецова / RG.RU
В ноябре 2019 года на XIV Национальном конгрессе терапевтов был проведен круглый стол «Вся правда о безопасности индукторов интерферонов: междисциплинарный подход». В нем приняли участие врачи различных специальностей – от клиницистов, специалистов внутренних болезней (терапевты, пульмонологи, кардиологи и так далее) до токсикологов и клинических фармакологов. Известно, что на респираторные вирусные инфекции приходится более 65 процентов общей заболеваемости, поэтому на старте «сезона простуд» специалисты обсудили, как можно защитить от ОРВИ своих пациентов.
Не просто простуда
- Респираторные вирусные инфекции, рост которых отмечается в холодное время года, являются причиной заболеваний и взрослых, и детей, - начал дискуссию заведующий кафедрой пульмонологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, доктор медицинских наук Александр Синопальников - Течение гриппа и ОРВИ сопровождается повышением температуры, насморком, кашлем, болью в горле, симптомами интоксикации. Прогноз ОРВИ и гриппа, за редким исключением, благополучный, причем с немалым потенциалом спонтанного излечения. Но это справедливо лишь отчасти, потому что ежегодно сотни тысяч человек умирают от осложнений респираторных вирусных инфекций или от возникающих на их фоне обострений хронических заболеваний.
Чаще всего при респираторных вирусных инфекциях лекарства назначают в зависимости от преобладания того или иного симптома. Но на первом месте стоят препараты, которые помогают организму бороться с самим возбудителем заболевания.
Одним из таких препаратов, - констатировал эксперт, - является индуктор интерферонов «Кагоцел».
Принцип самообороны
Иммунный ответ организма на проникновение инфекции хорошо известен. При первых признаках инфицирования в нем начинается образование интерферонов - белков, которые являются передовым отрядом антивирусного иммунитета. Обнаружены они были еще в 1957 году: ученые увидели, что часть мышей, которых в эксперименте заражали вирусами, по какой-то причине не заболевала. Впоследствии выяснилось, что эти животные уже болели другой вирусной инфекцией, в результате чего в их организмах появилась система защиты клеток, предотвращающая их заражение новыми вирусами. Это явление получило название «интерференция», а «защитные» белки, которые начинал продуцировать организм, стали называть интерферонами. Они-то и защищают неинфицированные клетки, делая размножение вируса внутри них невозможным.
- Индукторы интерферона действуют на здоровые клетки, предупреждая их заражение и активируя синтез антивирусных белков, - рассказывает заведующий отделением аллергологии и иммунотерапии Института иммунологии ФМБА России, доктор медицинских наук Андрей Шульженко. - Интерфероны воздействуют на все звенья вирусного процесса, повышая клеточную цитотоксичность, то есть внутриклеточную способность уничтожить вирус, запуская синтез антител и интерлейкинов (цитокинов иммунитета), а кроме того, активируя врожденный иммунитет - фагоцитарную активность, то есть способность лейкоцитов поглощать и перерабатывать чужеродные частицы.
Интерфероны научились синтезировать и использовать в медицине. Также широкое применение в медицине получили и вещества, которые способствуют выработке человеческим организмом собственного интерферона, индукторы интерферона.
В отличие от интерферона, поступающего в организм извне, собственный интерферон не вызывает побочных реакций и нежелательного иммунного ответа организма, например, аллергии. Рецепторы клеток реагируют на собственный интерферон быстрее и точнее; кроме того, он обладает не только антивирусным эффектом, но и улучшает иммунитет организма в целом.
По большому счету индукторами интерферона в организме человека являются и сами вирусы, и многие микроорганизмы, и множество химических соединений. Но далеко не все из вышеперечисленного и индуцирующего интерферон можно использовать в медицинской клинической практике вследствие побочных эффектов, опасности заражения, токсичности и много другого. Большие надежды возлагаются на новое поколение индукторов интерферонов, не обладающих мутагенностью и канцерогенностью, нетоксичных и не вызывающих аллергических реакций. Индукторы интерферонов, применяемые в настоящее время в медицине, бывают синтетическими и природными. По своим свойствам они отличаются друг от друга способностью запускать синтез интерферонов в разных органах и тканях организма – от чего и зависит назначение того или иного индуктора интерферона. Например, синтетические низкомолекулярные препараты способны преодолевать гематоэнцефалический барьер и поэтому могут эффективно бороться с вирусным энцефалитом.
- Как и в случае любых лекарственных средств, необходимо строго соблюдать правила применения индукторов интерферонов, указанные в инструкции к медицинскому применению (листок-вкладыш). Нельзя произвольно увеличивать сроки приема и дозировку индукторов интерферонов, чтобы не истощить клетки, которые синтезируют интерфероны, - подчеркивает Андрей Шульженко.
Химия с биологией
Вокруг индукторов интерферонов и их влияния на организм человека до сих пор распространяется много ничем не обоснованных слухов и домыслов. В ходе дискуссии эксперты прокомментировали один из них - о том, что якобы основное вещество препарата «Кагоцел», синтезированное на основе природного вещества госсипола, способствует развитию бесплодия у мужчин.
«Кагоцел» - это полимер, который синтезирован на основе карбоксиметилцеллюлозы и низкомолекулярного природного полифенола – химически модифицированного госсипола
- пояснила профессор кафедры поликлинической терапии и клинической фармакологии Южно-Уральского государственного медуниверситета, главный внештатный клинический фармаколог Министерства здравоохранения Челябинской области Галина Кетова. - Механизм синтеза запатентован; токсическое действие свободного госсипола при этом полностью утрачивается.
Эксперт сообщила, что в ряде исследований достоверно показана стабильность молекулы «Кагоцела», которая не распадается в организме человека на какие-либо токсичные вещества. Такие данные, в частности, опубликованы в статье журнала «Фармация» «Оценка возможности высвобождения свободного госсипола из препарата «Кагоцел» под воздействием имитаторов пищеварительных соков человека».
- Методом высокоэффективной жидкостной хроматографии показано, что госсипол в организме не высвобождается. Причем даже длительная инкубация препарата в модельных средах-имитаторах желудочного сока, кишечного сока и в среде с целлюлозной активностью не приводит к высвобождению госсипола и не влияет на полимерную молекулу, - отметила Галина Кетова. - Хочу еще раз подчеркнуть: «Кагоцел» и госсипол – это не одно и то же». В фармакологии достаточно подобных случаев: к примеру, созданная еще в 1867 году на основе никотина никотиновая кислота не обладает его токсичностью. Более того, сейчас ее знают и применяют как витамин В5 (ниацин).
В продолжение дискуссии о репродуктивной безопасности препарата выступила доктор биологических наук, заведующая лабораторией фармакологии репродуктивной системы НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Гольдберга Томского национального исследовательского центра РАН, профессор Татьяна Боровская.
Наш научно-исследовательский центр занимается доклиническими исследованиями лекарственных средств, поступающих со всей территории Российской Федерации
- отметила она. - Препарат «Кагоцел» также поступал к нам на изучение, в результате которых была всесторонне проверена и подтверждена его безопасность. Например, в одном из исследований детенышам крыс мужского пола (неполовозрелые) препарат вводили в необходимой для лечения дозе, еще одной группе – в дозе в 10 раз ее превышающую, и сравнивали с группой животных, которым вводили плацебо. В результате ни по одному из показателей между группами не было различий, как и в способности самцов к размножению, их плодовитости, так и в показателях жизнедеятельности (здоровья) у потомства всех этих подопытных групп.
- Доклинические эксперименты показали: «Кагоцел» не оказывает негативное действие на все аспекты репродуктивной системы животных, в том числе не влияет на генеративную функцию как самцов, так и самок, - подытожила Татьяна Боровская.
Касаемо споров о том, можно ли экстраполировать результаты экспериментальных исследований у крыс на человеческую популяцию, эксперт отметила, что эти споры завершены уже 30 лет назад, и сейчас во всем мире все исследования по репродуктивной безопасности проводятся на крысах – у организмов человека и крысы для этого имеется достаточно сходств.
Детская доза
В разнообразных исследованиях препарата в общей сложности участвовали более 23 тысяч пациентов в возрасте от 3-х до 93 лет. Первые многоцентровые слепые рандомизированные плацебо-контролируемые клинические исследования эффективности и безопасности препарата «Кагоцел» при ОРВИ и гриппе в педиатрической популяции были проведены в 2007-2009 г. с участием детей от 6 лет, а в 2010-2011 гг. – с участием детей от 2 до 6 лет. Эти исследования проводились на базе таких клинических центров, как Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий, Российский государственный медицинский университет, НИИ вирусологии им. Ивановского РАМН и Институт иммунологии ФМБА. Результаты исследований показали: препарат хорошо переносится детьми, начиная с двухлетнего возраста, и ни в одном случае применения препарата не было зарегистрировано ни одного побочного эффекта. При этом у детей, принимавших препарат «Кагоцел», было выявлено сокращение длительности таких симптомов, как лихорадка, интоксикация, воспаление слизистых оболочек носо- и ротоглотки, а также симптомов бронхита. По результатам проведенных клинических исследований препарат «Кагоцел» был рекомендован для применения в педиатрии в качестве лечебного и профилактического средства от гриппа и ОРВИ для детей от 3 лет. Хоть препарат и исследовался у детей более раннего возраста (с 2-х лет), в инструкции к применению указано ограничение с 3-х лет, поскольку лекарственная форма «таблетка», в какой выпускается «Кагоцел», в РФ разрешена к приему с 3-х лет.
После того, как препарат попал на фармацевтический рынок РФ, эффективность, переносимость и безопасность препарата продолжает проверяться и подтверждаться не только в рамках клинической практики, но и в обсервационных исследованиях, проводимых уважаемыми специалистами здравоохранения. Как подчеркнул Александр Синопальников: «Такой вид исследований позволяет изучить работу лекарственного препарата в рамках рутинной клинической практики среди широкого круга пациентов, поскольку в рандомизированных клинических исследованиях, например, для большинства бронхо-легочных болезней, лишь в 5-7 процентах случаев отражается реальная популяция больных – пациентов включают в рандомизированное клиническое исследование по определенным критериям. А вот, например, только в международном проекте, изучающем эффективность и безопасность противовирусного препарата Кагоцел, «Лечение ОРВИ и гриппа в рутинной клинической практике (FLU-EE)», приняли участие почти 19 тысяч человек, каждого из которых специалисты ежедневно встречают у себя в кабинете.
В продолжение обсуждения обсервационных исследований, ведущий научный сотрудник НПЦ медицинской помощи детям департамента здравоохранения Москвы, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической функциональной диагностики РНИМУ им. Пирогова Марина Савенкова рассказала об неинтервенционных исследованиях, проведенных в 2015-2016 году с участием детей от 3- лет, которые в очередной раз подтвердили значимую роль «Кагоцела» в борьбе с вирусами в педиатрической популяции.
По результатам наших исследований организм детей, принимающих противовирусные препараты, справляется с болезнью лучше
– он быстрее освобождается от вируса, сокращаются продолжительность высокой температуры, кашля и ринита, - констатировала Марина Савенкова.
Как показали данные исследования, у 50,7 процента детей, принимавших «Кагоцел», вирус на 7-8 день от начала заболевания уже не обнаруживался (по результатам анализов биологических материалов из носа). В группе, где назначалась антивирусная терапия, эффект был несколько ниже и составлял 44,2 процента. А в группе, где назначалась только симптоматическая терапия, к 7-8 дню организм смог освободиться от вирусов лишь в 24 процентах случаев.
Ошибка выжившего
Многие эксперты круглого стола заострили внимание слушателей на свойстве индукторов интерферонов значительно снижать количество осложнений при ОРВИ и гриппе, а также обострений «хроники». Ведь порой пациент, принимая назначенный препарат, не видит, что ход его заболевания чем-то отличается от простуды два года назад, когда он лечился чаем с малиной. Он считает, что зря купил таблетки, даже не подозревая, что именно лекарство в этот раз позволило ему незаметно пройти «опасный поворот» болезни.
- Добавление «Кагоцела» к антивирусным препаратам прямого действия резко уменьшает частоту развития таких серьезных осложнений ОРВИ, как синусит, пневмония и миокардит, - отметил в своем докладе заведующий кафедрой госпитальной терапии Первого МГМУ им. Сеченова, доктор медицинских наук Леонид Дворецкий со ссылкой на результаты международного многоцентрового неинтервенционного исследования FLU-EE. Это же исследование показало, что пациентам, которым назначили «Кагоцел», впоследствии реже выписываются нестероидные противовоспалительные препараты и антибиотики. Это не только уменьшает нагрузку на организм человека, но и с глобальной точки зрения снижает скорость развития устойчивости к антибиотикам у микробов.
Ведущий научный сотрудник отдела клинической кардиологии и молекулярной генетики НМИЦ профилактической медицины Михаил Лукьянов привел в пример результаты международных исследований: вакцинация против гриппа в 1,6 раза снижает уровень смертности среди больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но грипп от ОРВИ не всегда легко отличить, а против всех видов респираторных вирусов, коих насчитывается около 200, вакцину разработать невозможно – нужны более универсальные инструменты.
В центре профилактической медицины проанализировали смертность 1,2 миллиона москвичей в течение последних 12 лет. Статистика показала: всплески сезонных инфекций совпали по времени с волнами смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (с единственным исключением – аномально жарким и дымным летом 2010 года).
Между всплеском ОРВИ и ответным всплеском смертности проходит в среднем 12 дней, для пожилых людей - меньше
– констатирует Михаил Лукьянов. – И в первичном звене здравоохранения важно отлеживать, принимает ли пациент в этот период препараты, улучшающие прогноз его болезни. Ведь воспаление, например, может перекинуться на «атеросклеротическую бляшку», что впоследствии может привести к тромбозу, инфаркту, инсульту. Поэтому так важен фактор уменьшения воспалительного ответа и длительности инфекционного заболевания, на который влияют индукторы интерферонов - неспецифические средства улучшения иммунного ответа организма.
Имеются противопоказания. Проконсультируйесь со специалистом.