Дети из лагеря "Колибри" провели в отеле несколько смен. Вначале туроператор оплачивал их проживание небольшими траншами, затем накопилась задолженность в размере 75 000 долларов. Кроме того, организатор лагеря обещал приобрести для детей билеты обратно, однако сейчас за дорогу домой продолжают платить родители. Всего в Россию вернулось около 70 детей, некоторые ребята продолжат отдых с другой туристической компанией. Ребята провели в отеле 50 дней. Заезды проходили каждые две недели. Организаторы набирали в "детскую" группу ребят от 7 до 13 лет, в юношескую - подростков от 14 до 17 лет.
За смену из 15 дней "Колибри" запрашивали от 83 500 рублей, стоимость отдыха размером в 22 дня начиналась от 96 500 рублей. За эти деньги обещали авиаперелет Москва - Анталья - Москва, проживание в номере, питание и развлечения.
Смена должна была закончиться 9 августа, но выселять детей из отеля Omorfi Garden Resort стали в ночь со 2 на 3 августа. На следующий день ближе к вечеру организаторам удалось найти другой отель. Но отдыхающие вскоре выяснили, что там номера оплачены только до 12 часов 5 августа.
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян рассказал "РГ", что компания "Колибри-Тур МСК" отправила детей в языковой лагерь незаконно, организацию могут оштрафовать на 5 млн рублей. По словам Мурадяна, испортившая детям отдых компания оформлена не как юрлицо, а на индивидуального предпринимателя, а потому не может быть туроператором и продавать туры. "Поскольку они ИП, то формально имели право продавать только перелет или только проживание. Но продавали турпродукт, а это уже незаконная туристическая деятельность, за которую предусмотрен максимальный штраф в размере до 5 млн рублей", - сказал Мурадян.
Нельзя отрицать и халатность родителей, которые отпустили детей за границу, не разобравшись в нюансах, подчеркнули в АТОР. Ведь не было ни обратных билетов на самолет, ни ваучеров на размещение. "Туроператоры обязаны предоставить страховку и обратные проездные билеты. Вот здесь мы видим, что на руках билетов не было. Как родители могли отпустить детей без обратных билетов?" - говорит Мурадян.
Если туроператор не рассчитался с отелем, тот вправе не продлевать размещение постояльцев, пояснил президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. Он рекомендует родителям, которые отправляют детей за границу, проверять организаторов в Едином федеральном реестре туроператоров. Помимо этого важно, чтобы была возможность связаться с отелем и уточнить все детали.
Волков считает, что сложившаяся ситуация послужит сигналом, чтобы в дальнейшем отслеживать незаконных турагентов. По его словам, "Колибри" выплатит компенсацию родителям в судебном порядке. Ее размер может варьироваться. Кроме того, если детям был причинен моральный или физический вред, это также будет учитываться. "Если каким-то образом с туром что-то пошло не так, следует обращаться в страховую компанию. Она компенсирует ту или иную сумму, в зависимости от условий, на которых вы заключили договор страхования", - предупредил Волков.
То, что дети, чей отдых в Турции так и не состоялся, в воскресенье вернулись домой, подтвердили и в компании "Колибри", но от комментариев "РГ" там отказались. Как пояснили в АТОР, дело в том, что большинство родителей самостоятельно решили вопрос с возвращением своих детей. Со стороны этой компании ни обратных билетов, ни проживания в гостинице предоставлено не было. А поскольку тур был организован "Колибри" без официального статуса туроператора, то в рамках правового поля нельзя было использовать для возврата детей ни средства туристических фондов, ни привлекать других игроков туристического бизнеса, чтобы решить эту проблему.
Менее чем через месяц начнет действовать система "Электронная путевка", где каждый, кто приобрел тур, сможет проверить статус того, кто его продал. В реестре укажут всю информацию, включая сведения о перелетах. Возможно, это поможет избежать подобных ситуаций, считают в АТОР.
Компания "Колибри-Тур МСК" по-прежнему набирает детей в молодежные, спортивные и языковые лагеря в Кемере. Объявление об этом размещено на ее сайте, в чем убедился корреспондент "РГ". В Роспотребнадзоре пообещали прокомментировать ситуацию позже.
Уполномоченный по правам человека в России выразила чрезвычайную озабоченность выселением российских детей из отеля в Анталье, чем "были нарушены права десятков родителей и детей из различных регионов России, которые отправились на отдых в Турцию". Об этом омбудсмен написала в своем Telegram-канале.
В связи с ситуацией Москалькова связалась с главным омбудсменом Турции Шерефом Малкочем, который выразил свою готовность оказать необходимую помощь ребятам.
Также омбудсмен РФ обратилась в Следственный комитет России о проверке факта недобросовестного предоставления туристических услуг российской компанией-туроператором."В настоящее время ситуация следующая: рейсом в 11.00 в Москву вылетела группа из 44 человек. Позднее 6 детей вылетели в Петербург (билеты приобрели родители). На 20.20 намечен вылет в Москву группы из 18 человек. Дети в сопровождении вожатых выдвигаются в аэропорт", - пояснила омбудсмен.
Часть детей по согласованию с родителями продолжат отдых с другим туроператором. "Ситуацию держу на контроле", - заверила Уполномоченный по правам человека.
Подготовила Елена Новоселова
"В данном случае фирма понесет гражданско-правовую ответственность перед родителями - заказчиками тура для детей", - говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Она напоминает, что в постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", принятом еще в 2012 году, сказано: ответственность перед туристом или иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор.
"В целом закон гарантирует возврат денежных средств за отмененный тур. Прежде всего необходимо обратиться к туроператору с претензией и постараться найти приемлемое решение, учитывая, что отмены туров по отдельным направлениям объективно носят массовый характер, - говорит она. - Законодательство предусматривает, что в случае отмены тура, туроператор возвращает полную стоимость за весь тур. Данное право для туриста предусмотрено в статье 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
По ее словам, избежать подобных ситуаций возможно, если туроператор предоставит подтверждение оплаты всех услуг, входящих в тур. Например, он может предоставить чеки, квитанции, иные документы, свидетельствующие об оплате отдельных услуг.
"Туроператор обязуется предоставлять такие подтверждения по запросу туриста", - говорит она. Кроме того, если в группе только дети, то необходимо особо перепроверить организаторов и все документы.
Подготовил Владислав Куликов