13.03.2024 12:43
Поделиться

В Госдуме рассказали о перспективах введения прогрессивного налогообложения

В России может появиться прогрессивная система налогообложения, и, как сегодня заявил президент РФ Владимир Путин, общество воспримет это абсолютно нормально. Депутаты Госдумы рассказали "РГ", как и когда эта инициатива может быть реализована и подтвердили запрос общества на такие перемены. Также народные избранники сообщили, над ликвидацией каких рисков надо работать.
Кирилл Каллиников/ РИА Новости

Член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия") выразил уверенность, что прогрессивный налог не будет распространяться на одиноких матерей и на одиноких родителей, детей-сирот - это, по его оценке, однозначно. "Повышение НДФЛ скорее всего затронет тех, у кого зарплата больше миллиона, хотя с учетом инфляции возможно и от 2-3 млн, - отметил он. - Это топ-менеджмента крупных корпораций касается".

Он пояснил, что готовит инициативу Минфин. "Если какие-то категории не войдут, то в ходе обсуждения подкорректируем поправками, критерии по категориям и т.д.", - прокомментировал он работу над инициативой в Госдуме.

При том депутат объяснил существующие риски. Дело в том, что, в сущности, физические лица не являются прямыми плательщиками НДФЛ (весь фонд заработной платы, в том числе находящиеся в нем 13% НДФЛ, относится работодателем на себестоимость производимого товара или оказываемой услуги). "Из этого следует, что, если лицо получало 1 млн рублей в месяц, то и при простом введении прогрессивной шкалы НДФЛ, вероятнее всего "на руки" он так и будет получать ту же сумму. Просто в большем размере станет платить налог работодатель", - не исключил он.

В этой связи, продолжил Говырин, в существующей налоговой системе важно предусмотреть механизмы, чтобы прогрессивная ставка НДФЛ не приводила к сдерживанию роста "белой" заработной платы и увеличению доли заработной платы "в конвертах", росту цен на отечественные товары и услуги. "Повышать НДФЛ ради роста налоговых поступлений нецелесообразно. Такой подход будет работать по принципу "одно лечим - другое калечим", - добавил он.

Парламентарий подчеркнул, что прогрессивная ставка НДФЛ может рассматриваться только как один из способов сокращения разрыва в доходах граждан - он обратил внимание на то, что именно это и имел ввиду президент.

"Чтобы введение прогрессивной шкалы НДФЛ не привело к росту издержек предпринимателей, делать это стоит одновременно с освобождением работодателя от обязанности налогового агента, введением необлагаемого размера дохода, включением дивидендов в состав налогооблагаемой базы физического лица, - пояснил Говырин. - Это позволит сократить налоговую нагрузку на предпринимателей и снизит разрыв между доходами граждан".

Зампред Комитета ГД по экономической политике Сергей Алтухов (ЕР) согласен с высказыванием президента о готовности общества к таким мерам - по его оценке, готова и экономика. "И это вопрос не в меньшей степени социальный, чем экономический. У нас уже не совсем плоская шкала налогообложения, - пояснил он. - С 2021 года в России подоходный налог для физлиц с доходами более 5 млн руб. составляет 15%, для остальных россиян ставка осталась на прежнем уровне 13%. И эта система успешно прошла апробацию".

Теперь, по его словам, будет прорабатываться более детальная налоговая градация - и она нужна не столько для увеличения налоговых поступлений в федеральную казну, а для более справедливого взимания налогов. По словам Алтухова, от избирателей часто поступают предложения смягчить социальное неравенство посредством снижения налогов для граждан с низкими доходами, для одиноких родителей и тех, кто воспитывает детей-инвалидов. "Общество не просто готово к этому, оно этого ждет", - не сомневается он.

Депутат ГД Алексей Журавлев (партия "Родина") тоже уверен в том, что обществе есть такой запрос, ведь в глазах подавляющего большинства россиян "система, по которой больше налогов платят богатые, а у бедных есть льготы, безусловно, справедливее той, что всех уравнивает". Он отметил, что увеличение подоходного налога (к примеру, с 13% до 20%) на богатейших граждан принесет ощутимое прибавление в бюджет. Также он обратил внимание, что снижение ставок для малоимущих всерьез не повлияет на наполняемость казны. "Уменьшить выплаты можно многодетным семьям и, конечно, ветеранам специальной военной операции", - заявил депутат.

Когда может произойти реформа? Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий считает, что изменения в налоговом законодательстве РФ будут введены уже в текущем году. Об этом политик заявил на пресс-конференции. Он также констатировал, что любые изменения налоговой политики должны основываться на диалоге, в частности, с крупным бизнесом.

Депутат ЛДПР Владимир Сипягин напомнил, что в РФ сейчас пропорциональное налоговое право - для каждого налогоплательщика устанавливается фиксированная ставка в долях или процентах, которая будет неизменной при динамике налоговой базы. "В большинстве же развитых странах мира используется прогрессивное налогообложение, при которой низкие доходы облагаются по низкой ставке, а высокие по высокой, - отметил он. - В нынешних условиях применять пропорциональное налогооблажение неправильно, ведь у нас социально-ориентированное государство".

Комментарий

Александр Хаминский, член генерального совета "Деловой России", руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области:

- Речь идет, конечно, о приниципе справедливости. Сегодня подавляющее большинство россиян имеют годовой доход, не превышающий 1 млн рублей в год. В крупных городах он несколько выше, но и жизнь там дороже. Поэтому прогрессия будет касаться совсем небольшой доли населения и то лишь в той части дохода, которая на порядки выше средних показателей по стране.

Вчера в "Деловой России" в режиме ВКС состоялось обсуждение грядущих изменений налоговой системы. Говоря о введении прогрессивной шкалы, многие участники положительно высказались об этой новелле. Я, в частности, предложил сохранить существующие ставки в 13% и 14% для годового дохода до 50 млн рублей, а свыше планок в 50 и 150 млн рублей установить ставки соответственно в 20% и 25%. При этом целесообразно разработать действенную систему налоговых вычетов социального и профессионального характера. Она должна способствовать повышению рождаемости, переезду на работу в сельскую местность, развитию науки и техники и пр.

Еще один момент, о котором следует упомянуть, - это применение различных ставок в отношении физических лиц. Согласно Гражданскому кодексу, сегодня все: работники, самозанятые, индивидуальные предприниматели, граждане, получающие доход в рамках гражданско-правовых договоров, - считаются физическими лицами. Но при этом они платят налоги по различным ставкам. Это оказывает негативное влияние на рынок труда и способствует получению налоговой выгоды без какой-либо деловой цели. Такую диспропорцию также необходимо проработать.