01.11.1990 00:02
Поделиться

Народные депутаты РСФСР не довольны освещением работы парламента в СМИ

     - Принят Закон о статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР. Он вступит в действие с момента опубликования. Потребуются изменения в Конституции.
     - Рассмотрен в первом чтении проект Закона об общих принципах формирования бюджетов в РСФСР на 1991 год. Россия, считают депутаты, должна передавать Союзу ССР средства в размере, утвержденном парламентом России.
     - В День политзаключенных российские депутаты обратились к проекту Закона о реабилитации жертв политических репрессий.
     - Управляющий делами Совмина России попросил об отставке и обратился в кадры КГБ СССР с просьбой о восстановлении на работе в этой организации.
     - Золото, алмазы, нефть, уголь, газ и другие природные богатства являются собственностью России. Союз не правомочен распоряжаться в республике ничем без согласия ее руководящих органов; Так гласит новый Закон РСФСР;

    ***

Когда включаешь вторую программу ЦТ и смотришь "Дневник сессии Верховного Совета РСФСР", сравнивая попутно показанное с тем, что в действительности происходит на заседаниях, контраст более чем очевиден. Естественно, депутаты не однажды уже, обращали на это внимание. И не случайно сразу после начала заседания 30 октября (председательствовала С. П. Горячева) представители группы народных депутатов РСФСР сообщили: 50 парламентариев подписали заявление, в котором они требуют заслушать сообщение Комитета посредствам массовой информации о том, насколько объективно освещается работа парламента России.

Некоторые депутаты обратили внимание своих коллег и на необходимость четче соблюдать собственные решения. В первую очередь, речь шла о регулярном заслушивании отчетов Совета Министров республики. Многие избиратели предъявляют претензии к исполнительной власти и требуют от законодателей строже контролировать действия кабинета. Забегая несколько вперед, скажем: чуть позже вопрос о взаимоотношениях правительства с законодателем всплыл снова - оказалось, что в начале обсуждения проекта закона об общих принципах формирования бюджетов в РСФСР дискуссия проходила в отсутствие Председателя Совмина республики, его заместителей или хотя бы министра финансов. И законопроект представлял заместитель министра финансов И. Н.Лазарев.
    
Впрочем, любого из нас, конечно же, гораздо больше интересует суть документа, его влияние на нынешнюю очень непростую ситуацию, чем уровень министерского представительства. А замминистра сообщил по этому поводу, что основополагающим в новом документе является следующий принцип: полная самостоятельность, независимость бюджетов всех уровней - республиканского, областных, краевых.

Данный проект, особо подчеркнул И. Н. Лазарев, обеспечивает осуществление Декларации о суверенитете России, практическую реализацию решений Съезда народных депутатов РСФСР о разграничении функций управления на территории республики. Новый правовой акт позволяет существенно увеличить доходную базу местных бюджетов и бюджетов автономных образований. Весьма существенным моментом является и четкое определение взаимоотношений с союзным бюджетом. Предлагается, чтобы Российская Федерация в рамках полномочий, делегированных Союзу ССР, передавала и соответствующие средства. Размер их должен определять и утверждать Верховный Совет РСФСР.
    
Есть ли у законопроекта недостатки? Да, и на них достаточно аргументировано указывали многие депутаты. Однако одновременно говорили они и о факторе времени - до начала будущего года остаются ведь фактически считанные недели, республика не может начинать новую жизнь (а тем более - переходить к рынку), не имея четких ориентиров и представлений о своих возможностях. Наверное, это особо повлияло на результаты голосования. Проект был принят за основу в первом чтении.
    
К сожалению, не впервые на этой сессии встал вопрос о кворуме. Несколько депутатов из Совета Национальностей забыли взять на заседание регистрационные карточки. Поэтому председательствовавшая С. П. Горячева вынуждена была дать время до рассмотрения проекта закона о статусе народного депутата местных Советов народных депутатов РСФСР (а этот вопрос предшествовал обсуждению проекта бюджета) на "свободный обмен мнениями". Проводили одну регистрацию, вторую, третью.. В результате, пусть и с некоторым трудом, но закон все же был принят. Он вступит в силу сразу после опубликования и потребует впоследствии внесения некоторых изменений в Конституцию РСФСР.
    
Некоторую поспешность и недоработанность еще одного законопроекта - его представил к рассмотрению Комитет по правам человека - депутаты поняли. Ведь речь шла о реабилитации жертв политических репрессий.

Однако Комитету по правам человека пока что предстоит дорабатывать документ.

31 октября членов Верховного Совета встречали на входе представители профсоюзов. Мы привыкли в последнее время, что "школа коммунизма" постепенно начинает вспоминать о своих основных функциях - защите прав и интересов трудящихся. Делается это, к сожалению, все чаще в резко ультимативной форме. "Дай!" - требуют они от парламентариев союзного уровня. "Требуем выделить!" - буквально берут за горло российских законодателей. Конечно, нажить на этом очки и популистский капитал возможно. Однако где взять средства на все?

Нельзя подвергать парламент постоянному моральному давлению ни справа, ни слева - это истина, известная во всех цивилизованных странах. Хорошо бы уразуметь ее и нашим соотечественникам, чтобы обстановка в парламенте не накалялась еще до начала заседания.

На пленарном заседании 31 октября был назначен председатель Государственного комитета РСФСР по земельной реформе В. Н. Хлыстун. До выдвижения на эту должность работал проректором по научной работе Московского института землеустройства, доктор экономических наук, профессор.

Решен и еще один кадровый вопрос. Управляющий делами Совмина республики А.Н. Стерлигов попросился в отставку и сообщил, что уже обратился в кадры КГБСССР с просьбой восстановить его на работу в этой организации, откуда он и пришел в правительство.

Но главным событием дня стало, безусловно, принятие Закона РСФСР об обеспечении экономической основы суверенитета республики. Этот документ будет опубликован, как и постановление о его реализации. Коротко суть такова: земля, ее недра и все богатства являются национальным достоянием России. Устанавливается исключительное право республики на владение, пользование и распоряжение всеми материальными и финансовыми ресурсами на ее территории, исключая имущество, которое принадлежит Министерству обороны и КГБ СССР.

Решение союзных органов в отношении руководителей предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения, которые приняты без согласования с соответствующими органами РСФСР, признаются недействительными.