01.11.1990 00:37
Поделиться

На берегу речки Лудонки, разделяющей Псковскую область и Латвийскую республику, появилась таможня

Валентина Пьянкова, Псковская область

На берегу речки Лудонки, разделяющей Псковскую область и Латвийскую республику, появилась хорошо асфальтированная площадка, а на ней - небольшая деревянная будка: таможня. Эта новостройка - результат недавно принятого Верховным Советом Латвии решения о защите экономических интересов своих граждан.

- В первый день, - листает журнал регистрации таможенник Янис Буковскис, бывший рабочий совхоза. - мы остановили 53 машины, идущих из Латвии.
Судя по номерам, автомобилей псковских и латышских было примерно поровну. Протоколы об изъятии товаров, запрещенных для вывоза, составлять непришлось. "Списки продукции и товаров, которые запрещено вывозить гражданам из Латвийской республики" выдаются таможней всем проезжающим.

Вернее, выдавались... Потому что вскоре после открытия таможни широкую грунтовку, соединявшую республики, прорезал глубокий ров, объехать который никак невозможно - не дает река.
- Если латыши попытаются возвести таможни на других дорогах, взроем и те, втом числе межреспубликанскую трассу союзного значения, - с твердой уверенностью в своей правоте заявляет первый секретарь Пыталовского райкома партии, он же председатель райсовета Н. Н. Воробьев. По его инициативе ирешили на партийно-хозяйственном активе района выкопать ров. И теперь то решение Воробьев не без удовольствия цитирует наизусть: "С целью пресечения антиконституционных действий латышских экстремистов, выражающихся вустановлении таможенных постое. управление дороги обязано в срок до 5октября 1990 года перекрыть движение на автодороге Носове - Виляха".

- Я был категорически против рва, - говорит председатель Пыталовского райисполкома В. Л. Антонов. - Никакого документа, по крайней мере официального решения президиума райсовета, не было вообще. Если такая бумага и появилась, то лишь после того, как дело было сделано, и для страховки это надо было формально подтвердить.

Но секретарь районного партийного комитета КПСС пытается подкрепить своюправоту новыми доводами.

- Руководители областного Совета одобрили наши действия, - Н. Н. Воробьев невозмутим. - Это заставит экстремистов задуматься и остановиться...

Когда в Балвском районе Латвии узнали о готовящейся с российской стороныакции. председатель тамошнего райисполкома забеспокоился и предложил пыталовцам сесть за стол переговоров. Воробьев и сам решительно отказался, и другим запретил идти навстречу соседям: дескать, надо было думать опереговорах, когда собирались ставить таможню, а теперь - знай наших. Мы, мол, будем отвечать быстро, эффективно и дешево. Николаю Николаевичу очень нравится именно дешевизна проведенной "межгосударственной акции". Раз-раз экскаватором - и готово. А чего, понимаешь, тянуть?
Нож неопытного хирурга там, где требуется искусное и терпеливое терапевтическое лечение, - только так я расцениваю черный ров у светлой речки Лудонки. Но более всего тревожно то, что "хирургом" этим стал руководитель далеко не местного масштаба - Н. Н. Воробьев является еще и народным депутатом СССР.

Да, каждый из нас видит: на уровне республик переговоры идут мучительно имедленно. Но ведь хрупкость и тонкость самой межнациональной материи развене требуют особой деликатности в обращении? Как бы ни упрекали Президента и российский парламент в том, что они тянут с распутыванием узлов на границе России с другими республиками, как бы иногда с надрывом и истерией ни называли это чуть ли не предательством интересов русского народа (да и его самого), не дай Бог и на высоком уровне заторопиться.