Перевод народного образования на хозяйственные рельсы толкает школу к административному рэкету

Ирина Веретенникова

В первом  чтении я одобрила приказ N 45 Гособразования СССР. - Приказ перевел народное образование на новые хозяйственные рельсы. Именно так, как мы мечтали, обсуждая еще проект школьной реформы. Реформы, которая, может быть, потому и тихо угасла, что не дала школе самостоятельности. А вот теперь, по приказу N 45, школа должна иметь свой счет в банке и вольна сама распоряжаться своими средствами: то ли сделать ремонт, то ли купить мебель.

Уже сейчас многие школы активно осваиваются в новых условиях, а вот другие упираются, словно чего-то боятся. Чего же? Неужели самостоятельности и счета в банке? Но поразмыслим; а что там будет на этом счету, чем конкретно сможет так замечательно распоряжаться школа?

Гарантированно - бюджетные средства, отпущенные по нормативам. Сегодня этих средств примерно в три раза меньше, чем требуется. А завтра все школьные траты несоизмеримо возрастут: от стоимости школьной мебели и стройматериалов до платы за электроэнергию.

Где взять деньги? Мне не нравится этот вопрос. Не нравится вообще, а применительно к школе особенно. И еще я хочу возразить классику. Это не беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, - сфера все же одна, производственная. А вот коль бизнесом займется учительство, без отрыва от сеяния разумного, доброго, вечного, это может обернуться и вправду бедой. А может и не обернуться, трудно наверняка сказать. Не знаю прецедента. не знаю другой такой развитой страны, где школа вынуждена была бы заниматься добычей средств к существованию.

Платная - да. Я не против платных школ, которые составляют хоть какую-то альтернативу микрорайонному монополисту. Но речь не об исключениях. Где и как может добывать деньги государственная школа, чей продукт труда - знания- бесплатен? Ну, например, может попрошайничать. Тем более, что ей к этому не привыкать.

Ой, боюсь, мне сейчас страшно возразят. Что за слово - "попрошайничать"?Можно ведь сказать иначе: шефская помощь. А можно и вовсе современно: спонсоры. Совершенно согласна. Кому-то наверняка посчастливится попасть на содержание к богатым покровителям. Но не всем. Скорее всего, уже завтра очень немногие смогут рассчитывать на такую удачу.

Потому что не только школа переходит к рынку, но и шефы. Они тоже станут скрупулезно считать каждый рубль и не факт, что заботу о будущем поставят превыше насущной суеты. Точно так же далеко не всем школам придется рассчитывать на материальные впрыскивания от районных Советов: казна пуста, а проблем столько, что никаких, денег не напасешься.

Во втором чтении приказа N 45 я уже ясно вижу школу, которой не повезло ни с шефами, ни с Советами, чей педагогический коллектив во главе с директором так и не сумел освоить смежную профессию бизнесмена. На банковском счету у нее вошь на аркане, а в активе - полная свобода распорядиться этой вошью: то ли дыру ею залатать в потолке, то ли приспособить под футбольный мяч.

Значит, опять: где взять деньги? На панели, то бишь на рынке, школа может предложить только себя. Она, например, может сдавать себя в аренду: актовый зал, классы, спортзал. Может не в ущерб учебному процессу, то есть после уроков, проводить платные дополнительные занятия, платные же консультации, платные, увы. кружки.

Теперь в штатном расписании школы появляется должность сутене... простите, заместителя директора по экономическим и коммерческим вопросам. Но ни третье, ни четвертое чтение приказа N 45 не убеждают меня в том, что этому человеку будет выгодно и не лень возиться со, скажем, спортивными секциями, кружками, пусть платными, но для детей микрорайона. Искать тренеров, организовывать их работу, решать проблемы с уборкой. Мороки много, а выгоды мало. Ничто ведь не мешало и прежде активизировать работу школьных спортзалов, но так они и не стали центрами физкультуры. А школьный спортзал - лакомый кусок. Даже в условиях рынка и хозрасчета, а может быть, именно в этих условиях, всегда найдется богатая фабрика или кооператив, или неважно кто, способный заплатить хорошие деньги за аренду всего свободного спортзального времени.

Вариант очень и очень возможный. А это значит, что закроются и те немногие спортивные секции при школах, которые хоть сколько-то занимали, развивали и укрепляли ребят. А что, на рынке как на рынке!

Мне нравится, что учитель сможет теперь зарабатывать на кружках и дополнительных занятиях. Я знаю немало педагогов, за чей труд родители не пожалеют никаких денег. Знаю немало и вовсе бескорыстных подвижников. Но рынка педагогов у нас нет, а есть острая и повсеместная их нехватка. И, что греха таить, вполне просматривается и вариант такого учителя, который, не умея работать в экстремальных условиях (а класс, где 35 - 40 учеников, и есть экстремальные условия), весь центр тяжести перенесет на дополнительные занятия. Это не только облегчит родительские карманы, но и ляжет уже непомерной тяжестью на плечи наших детей, и без того замороченных плохими учебниками да перегруженными программами.

Думаю, родителям придется закладывать в смету семейных расходов и эти непредвиденные платы. Все или почти все, что после уроков, будет за деньги. В каких-то школах от этих трат, скорей всего, избавят малообеспеченных родителей. А в каких-то и нет: рынок!

Но. скажите мне, что все-таки это за рынок, где нет конкуренции, где клиент не имеет ни права, ни возможности выбора? Чтобы такую возможность создать, чтобы клиент-ученик мог выбирать себе школу, создавая таким образом условия для процветания лучших и упадка худших, нужно располагать количеством школьных зданий, по меньшей мере вдвое превышающим то, которым мы теперь располагаем.

Когда еще наше государство так разбогатеет, что настроит столько школ, сколько нужно? Но тогда, надо полагать, оно станет достаточно цивилизованным, чтобы избавить школу от забот о хлебе насущном, оставив ей только те заботы, ради которых она, собственно, и существует.