Гавриил Попов: Москва должна научиться зарабатывать деньги

Вот и поставлены все точки над "i" во вспыхнувшем противоборстве между Моссоветом и, теперь уже можно сказать, его бывшим председателем Гавриилом Поповым. Большинство жителей столицы, выбравших Г.Попова своим первым мэром, однозначно дали понять, кто им ближе, кому они больше доверяют. И если судить по первому распоряжению мэра о бесплатном проезде пенсионеров в общественном транспорте Москвы, не ошиблись.

Как помнят наши читатели, конфликт, разразившийся чуть ли не в канун выборов, когда коммуниствующая депутатская группа "Москва" потребовала немедленной отставки председателя  Моссовета, взбудоражил москвичей. И не столько самой постановкой вопроса, сколько большим количеством "моссоветовских" голосов против Г.Попова, произошедшей смычкой между коммунистами и некоторыми фракциями левых депутатов. При этом диапазон звучавших обвинений был столь широк, что порой одни упреки исключали другие. Скажем, депутаты в зависимости от фракций и целей с одинаковым пристрастием обвиняли его в необольшевизме, стремлении к диктатуре и... самоустранении от руководства, выполнении лишь представительских функций.

Безусловно, где тонко - тем и рвется, и сейчас нет смысла утверждать, что в деятельности Моссовета и его председателя все было гладко. В своем отчетном докладе Гавриил Попов, оценивая итоги года, критически проанализировал причины ошибок как личных, так и депутатского корпуса. Хотя сегодня ясно: корень произошедшего не столько в личностных промахах, сколько в новой политической ситуации нашего общества. С одной стороны, дифференцируется и упорядочивается демократическое движение, что создает новую расстановку политических сил, с другой - разделение исполнительной и законодательной власти, происходящее наяву, дамокловым мечом зависло над командно-административной системой и ее оруженосцами.

"Российская газета" искренне поздравляет Г.Попова с победой и предлагает читателям одно из первых интервью первого мэра Москвы.

- Гавриил Харитонович, мэром какой столицы - Союза или России Вам приятнее быть?

Гавриил Попов: Москва - это исторически сложившаяся столица России, и никаких проблем тут нет. Другое дело, если Россия, подписывая Союзный договор, считает нужным свой главный город использовать и как столицу для всех республик. В таком случае Россия должна заключить с ними соглашение о Москве, принять документ, который бы определял, что нам необходимо делать, исходя из принятых обязательств России. Никакой двойственности тут быть не должно: у нас по всем линиям одно руководство - российское. Для меня аналогией в этом вопросе являются Нью-Йорк, Женева. Не сами же эти города заключают соглашение с ООН, а США, Швейцария. По моему мнению, Россия должна принять закон о Москве, где четко определить обязательства столицы перед Союзом и механизм их решения. Это сняло бы массу проблем, связанных с выполнением столичных функций.

- Если не секрет, какими их видит первый мэр столицы?

Гавриил Попов: Чаще всего под этим понимают обслуживание учреждений Российской Федерации и Союза. Но все значительно шире и сложнее. Надо готовиться к тому, что здесь будут представительства всех союзных и автономных республик. В моем понимании каждая из них - это культурный центр республики, с административным помещением, с гостиницей, офисами своих фирм, большим магазином.

Следует позаботиться о деятельности в столице обществ национальных культур: армянской, украинской, узбекской... Наверное, при них нужно открывать национальные школы, во всяком случае воскресные, где можно учить национальный язык. Тогда любой приехавший в Москву ощутит на себе, что это действительно столица.

Необходимо создать нормальные условия и для всех религий, а не только православия. И мусульмане, и иудеи, и католики, и кришнаиды, и баптисты должны чувствовать себя в Москве естественно.

Раз столица, значит, и центр различных политических партий, общественных движений. Все, наверное, помнят шум, поднятый вокруг прописки лидера РКП Ивана Полозкова.Но разве это я должен был решать паспортную проблему Ивана Кузьмича? Разве городу нужно координировать законы, исходя из того, кто какую партию возглавляет? Городу надо знать: как, каким образом, на каких условиях, какие партии и движения могут обустроиться в Москве.

- Думаю, что мэр-демократ, победивший номенклатурную рать, опираясь на народ, помнит и о насущных заботах простых людей. А они прежде всего устали жить впроголодь, в нищете.

Гавриил Попов: Совершенно ясно, что многомиллионный город, не имеющий ни гектара своей земли, прокормить себя не может. Ясно и то, что система обеспечения продовольствием Москвы, державшаяся на принудиловке, ушла в прошлое. Мы, конечно, провели встречи с представителями окружающих областей, заключили с ними различные соглашения, что и позволяет нам пока держаться наплаву.

Но я всегда говорил и говорю откровенно - накормить людей смогут только независимые экономические рыночные структуры. В конце концов следует понять одну простую истину: власть - ни консервативная, ни демократическая - накормить людей не может. У меня многие спрашивают: "Будет ли продовольствие?". Я на этот вопрос могу ответить: "Не знаю". Как власть я должен помочь тем, кто производит продовольствие, тем, кто его привозит в город, тем, кто продает здесь... В этом вопросе я четко определил в программе свои задачи: приватизировать торговлю, создать биржи, оптовые рынки, склады, словом, все, что помогает этому процессу. Москва сможет решить свои продовольственные проблемы, если станет выгодным рынком сбыта и будет хорошо платить за привозимые продукты.

- Хорошо платить можно, да было бы чем. С кошельками рядовых москвичей ходить нынче не рынок - только душу травить.

Гавриил Попов: Москва должна научиться зарабатывать деньги. Мы можем иметь доходы, допустим, на науке и технике - ведь у нас много научных центров и надо лишь уметь продавать их продукцию. У нас мощные центры образование, здравоохранения, которые надо рационально использовать. Когда я говорю зарабатывать, я имею в виду, скажем центр Святослава Федорова, где врач получает 600-800 рублей. Думаю, это обеспечивает ему нормальную жизнь. Город должен быть финансовым, банковским центром страны, где развернут свою деятельность различные коммерческие структуры. Словом, возможности у Москвы зарабатывать деньги, чтобы прилично жить в рыночной экономике, самые благоприятные, надо лишь засучить рукава и заняться этим конкретно.

- Гавриил Харитонович, москвичи, выбравшие Вас мэром, безусловно, разделяют и поддерживают Ваши устремления, хотя, как мне кажется, не все до конца понимают, что такое мэр?

Гавриил Попов: Это глава исполнительной власти.

- Но сейчас тоже есть глава исполнительной власти - председатель исполкома.

Гавриил Попов: Председателя исполкома избирает и утверждает Моссовет. Точно так же, как и членов исполкома, которые оказываются в прямой зависимости от депутатского корпуса.

Что такое исполнительная власть мэра? Это исполнительная власть, которая избирается самими горожанами и таким образом получает достаточную самостоятельность. В этом случае полномочия Моссовета снижаются - он перестает заниматься конкретными вопросами. Но это ему и не нужно. Моссовет должен принимать решения нормативного характера, допустим, установить по каким правилам приватизировать магазин, но не заниматься конкретно приватизацией магазине на Стромынке. Это уже не его функции.

Есть те, кто издает, устанавливает законы, и те, кто воплощает их в дела, принимая решения, управляет. И есть судебная  власть, которая будет разбирать споры, конфликты, если издавшие закон посчитают, что исполнители нарушили их или, наоборот, исполнительная власть найдет закон слишком жестким, несовершенным. Само собой разумеется, суд тоже должен быть выборным.

Настоящая демократия - это, когда никто полнотой власти не обладает.