12.01.1994 00:40
    Поделиться

    Раскрыты подробности опознания останков царской семьи

    В прокуратуру России он вошел блистательный и чуть надменный. Представился... императором Всея Руси Николаем III. Считая себя сыном чудом выжившего цесаревича Алексея, Николай III недавно объявил о своем восшествии на российский престол. О чем и сообщил в прокуратуре, предварительно расставив в ее коридорах охрану из кавалергардов... Этот визит не случаен. Идет следствие, цель которого - установить подробности гибели последнего царского дома.

    Тайна Коптяковской дороги

    В архивах сохранилось немало документов о пребывании царской семьи в Ипатьевском доме и последующей расправе над ней в 1918 году. Первые сведения об этом, предназначенные для политбюро, стали собираться еще в 20-е годы. А спустя десятилетие начали появляться воспоминания самих участников расстрела. Эти бумаги, а именно записки Юровского, в 80-х годах попали в руки сценариста Гелия Рябова. В них-то он и нашел описание места захоронения царской семьи со свитой. Так началась небезызвестная история поиска высочайших останков...

    В 1976 году в Свердловске Рябов знакомится с профессором геологии и местным краеведом Александром Авдониным. Уже вдвоем они приступают к планомерным поискам давно забытой Коптяковской дороги, посреди которой, по записям Юровского, зарыты монаршьи трупы.

    Чтобы не повторять историю, многократно описанную и самим Рябовым, и другими, скажу лишь, что после трехлетних поисков им удалось найти проселочную дорогу. А на ней в местечке, называемом Поросячий Лог, обнаружились едва присыпанные землей скелеты. Они находились на глубине всего лишь 40-100 сантиметров. Испытывая вполне объяснимый страх за судьбу своей находки, екатеринбургские "археологи" извлекли из захоронения лишь три черепа, с которых на скорую руку были сделаны слепки. Однако провести по ним негласную судебную экспертизу не удалось. Вопрос о публичной огласке находки отпадал сам собой, так как советские интеллигенты понимали, сколь непредсказуемой могла оказаться судьба захоронения. (Вспомните попытку взрыва дома Ипатьева). Поэтому останки в деревянных ящиках вновь погребены в той же могиле...

    Прошло десять лет. В России многое изменилось. И на страницах журнала "Родина" появилась сенсационная публикация Гелия Рябова о монаршьих костях. Благо без указаний точных координат находки. Это было весьма разумно, так как Свердловскую область тут же наводнили многочисленные охотники за "святыми мощами", что поставило под угрозу сохранность останков. Точное место захоронения сообщили лишь свердловским властям, а потом известили и Президента Ельцина. С его ведома с 11 по 13 июля 1991 года были произведены раскопки.

    Хотя в момент нахождения останков и не было возбуждено уголовное дело, работы велись под строгим контролем свердловской прокуратуры. Скелеты перевезли сначала в ближайший милицейский тир, а затем в морг областного бюро судмедэкспертизы. И хотя прокуратура России неоднократно настаивала на срочной отправке найденных останков на экспертизу в Москву, екатеринбургская администрация отвечала ей... вежливым отказом.

    И вот с июля 1991 года в Екатеринбург потянулись российские и зарубежные эксперты. Им предстояло дать ответ на вопрос "кто же это?". Дабы воздать должное останкам своих последних государей. Хотя бы из уважения к русской истории...

    О чем рассказали зубы

    Наука многое может. Над полуистлевшими костями колдовали химики, математики, травматологи, стоматологи, наконец, генетики. Решая главный вопрос, они параллельно приподнимали завесу над тайной гибели найденной группы людей.

    В захоронении оказалось девять скелетов. Кроме огнестрельных ранений, на них обнаружены "повреждения, характерные для ударов массивными твердыми предметами". Этими самыми "предметами", по-видимому, штыками и прикладами, почти у всех убитых разрушены лицевые кости, а у двух (предположительно царского камердинера Труппа и повара Харитонова) снесена часть черепа.

    Однако начнем по порядку. Первой задачей экспертизы было определение пола и возраста покойных. Последнее устанавливается по строениям кистей рук и зубов. Картина вырисовывалась такая: 1 - женщина около 50 лет; 2 - мужчина около 55 лет; 3 - девушка 20-24 лет; 4 - мужчина 65 лет; 5 - девушка 18-20 лет; 6 - девушка 19-21 года; 7 - женщина около 50 лет; 8 - мужчина более 60 лет. Этой нумерацией, сохраняя инкогнито, наши эксперты пользовались все годы исследования.

    Причем "огнестрельные ранения в вертикальном положении" получили лишь трое из девяти. Остальные выстрелы, согласно экспертизе, были сделаны в людей, уже лежавших, что соответствует и показаниям участников расстрела - Юровского, Ермакова и Медведева. Кстати, Медведев сохранил тот самый штык-нож от американской винтовки, приобщенный сегодня в виде вещественного доказательства к следствию.

    Часть скелетов оказалась поврежденной минеральной кислотой, глиняные горшки с которой палачи поставили на трупы и разбили выстрелами. Однако из-за неровного дна могилы почти вся кислота стекла в один угол. И сильно поврежденным оказался единственный труп (предположительно повара Харитонова).

    Можно лишь диву даваться, сколько могут рассказать зубы о своих владельцах даже через век после смерти последних. У пяти обнаруженных скелетов (мужчины, женщины и трех девушек) экспертами-стоматологами отмечена высочайшая квалификация зубоврачебной помощи, Это, безусловно, определяет высокий социальный статус пациентов. Например, штифтовые зубы у женщины (причем штифты из платины) свидетельствуют, что метод, только сегодня внедряемый в отечественной стоматологии, был известен в мировом зубоврачевании еще век назад. А многочисленные серебряные пломбы у девушек соответствуют тому известному факту, что царская семья страдала кариесом, отчего и имела трех лечащих стоматологов. Более того у одной из погибших девушек, видимо, особенно подверженной этому заболеванию, часть зубов искусно инкрустирована серебром. Кстати, экспертиза определила, что последние дни жизни эти люди были лишены зубоврачебной помощи...

    Но самый интересным открытием экспертов-стоматологов стали два найденных в захоронении зуба, не принадлежащих ни одному из девяти скелетов, так как по возрасту они соответствуют зубам подростка 13-14 лет. Чьи они? Царевича Алексея? Но его костей в общей могиле так и не найдено.

    Екатеринбургская администрация, видимо, не доверяя отечественным экспертам, передала эти таинственные зубы американской лаборатории под руководством доктора Вильяма Мейплса. Однако загадка до сих пор не решена и там.

    Далеко-далеко за морем

    Все проведенные экспертизы установили в отношении пяти перечисленных персон (мужчины, женщины и трех девушек) их родственные признаки. Как, например, единая группа крови (вторая) или одинаковое строение челюстей и зубов. Были идентифицированы даже чудом уцелевшие на мужском скелете волосы, сравнительным материалом для чего послужила сохранившаяся в одном из московских архивов прядь волос Николая II в трехлетнем возрасте. Их группы совпали. Но все же эти заключения касались лишь косвенных признаков принадлежности найденных останков семье Романовых.

    Другими словами, проведенные исследования такой возможности не исключали, но и не доказывали. Веских, безоговорочных доказательств не удавалось добыть до прошлого года. А вот осенью 1992 года появилась наконец возможность провести молекулярно-генетическуто экспертизу останков. Увы, не в связи с щедротами и заинтересованностью российских властей. Ни финансами, ни технологической базой для исследований такого уровня наша держава пока не располагает. Зато все вышеперечисленное плюс большой интерес к данной теме нашлось у Великобритании. И "наши кости" отправились за рубеж. Разумеется, не все, а лишь по два фрагмента от каждого скелета, изъятие которых проводилось под строгим контролем екатеринбургской администрации. Опечатанные, запломбированные, с визами Генеральной прокуратуры и таможни России, государевы кости прибыли осенью 1992 года в Британский криминалистический центр.

    С российской стороны экспертизу возглавил криминалист-генетик Павел Иванов. И поскольку речь шла сравнении наследственных признаков двух родственников королевских фамилий, с него тотчас же взяли подписку о неразглашении семейных характеристик английского королевского дома. Упоминаю об этом лишь к слову об уважении британской нации к собственной правящей династии...

    Стоимость одного дня работы международной группы экспертов, продолжавшейся около полугода, равнялась тысяче долларов. Возникает вопрос: кто же спонсор? Отвечаю: основное бремя расходов поделили между собой правительство Великобритании и гражданин России Мстислав Ростропович. При этом надежд на успех было немного. Ученые сомневались возможно ли вообще выделить из костей 75-летней давности наследственное вещество ДНК. К счастью, их попытки увенчались удачей. А высокочувствительная аппаратура позволила работать всего лишь с 10-20 молекулами ДНК.

    Первоначальной задачей генетиков было доказать возникшее предположение, что из девяти погибших пятеро были одной семьей. Для итого использовался известный в криминалистике метод, широко применяемый сегодня при установлении отцовства и материнства. Проведенное тестирование доказало факт родства с вероятностью более 90 процентов. Оставалось лишь убедиться, что все они носили фамилию Романовы.

    Родственные связи

    Не знаю, применимо ли к научным изысканиям слово "виртуозно", но именно так сработала система определения родства через несколько поколений. Суть этого метода заключается в том, что все родственники по материнской линии имеют аналогичный генетический код. В этом случае для установления личности Николая и Александры Романовых достаточно было проследить по генеалогическому древу их женские ветви и взять сравнительный анализ ныне здравствующей родни. Что и было проделано, хотя и не без трудностей.

    Так, например, Александра Федоровна будучи внучкой знаменитой королевы Виктории, состояла бы в родстве и с нынешними королями Великобритании. Ее внучатый племянник царствующий принц Филипп охотно откликнулся на обращение экспертов. И его генетический код совпал с характеристиками предполагаемых останков как бывшей русской императрицы, так и трех ее дочерей.

    Сложнее обстояло дело с родней Николая II. По женской линии он приходился внуком датской королеве Луизе Гессен-Касель и королю Христиану IX, так как его мать Дагмара (в царствовании Мария Федоровна) была их дочерью. Поэтому, согласно генеалогическому древу данной династии, для сравнительного анализа требовалось найти потомков его сестер. Задача, казалось бы нетрудная. Взять хотя бы сына великой княжны Ольги Тихона Куликовского-Романова. Личность достаточно известная в среде русской эмиграции. Однако на все просьбы об образце своей крови (просили даже через Церковь и великую княгиню Леониду Георгиевну) Куликовский-Романов ответил категорическим отказом, в котором он советовал ученым отдать останки Православной церкви, а "не таскать их по Европам в мешочках". Хорошо еще, что у русского императора была другая сестра - Ксения. И ее праправнучка - Ксения Шереметьева, живущая сейчас в Афинах, согласилась на экспертизу. Более того, британские службы разыскали еще одного праправнука Луизы Гессен-Касель, правда, со стороны датского королевского дома. Предоставив образцы своей крови, этот герцог пожелал остаться неизвестным. Полученные генные характеристики потомков датской королевы совпали с аналогичными данными ее внука - Николая II, хотя генетическое расстояние между этими родственниками и составило десять поколений.

    Таким образом генная экспертиза доказала, что в заброшенном захоронении на Коптяковской дороге покоились останки именно царской семьи. Результаты этого открытия были преданы гласности на пресс-конференции Британской криминалистический службы летом 1993 года, а затем опубликованы в западной печати. Их достоверность, по оценкам зарубежных криминалистов, равна 99 процентам.

    Нам очень нужен их портрет

    К сожалению, ответив на основной вопрос, уникальные генные исследования не смогли идентифицировать, во-первых, трех княжон Романовых, а, во-вторых, их верных слуг. Вся надежда теперь была на сравнительный анализ внешности этих людей, смысл которого в наложении фотографии на черепа. Что касается великих княжон, то их снимков в архивах сохранилось достаточно. Множественные совмещения, проведенные российскими экспертами (а их было более ста), показали, что в могиле покоились Татьяна, Ольга и Анастасия. Американские исследователи предполагают иной вариант: Татьяна, Ольга и Мария. Так или иначе судьба одной из дочерей Николая II и цесаревича Алексея пока неизвестна.

    Этим же путем установлена и личность врача царского семейства Боткина. Что же касается остальной свиты - Демидовой, Харитонова и Труппа, то их фотографии обнаружены следствием лишь несколько недель назад. Благодаря чему опознавательная экспертиза этих лиц будет продолжена. Мы просто обязаны узнать имена тех, кто поставил понятия "долг" и "верность" превыше жизни. Из последнего письма доктора Боткина очевидно, что никаких иллюзий относительно общей участи узники дома Ипатьева не питали. Однако это лишь укрепило намерения верных слуг разделить судьбу своих государей...

    В послужных списках слуг есть упоминания об их детях, которые уже вряд ли живы. Возможно, остались их внуки и правнуки. Прокуратура России обращается к наследникам этих фамилий с просьбой о помощи в установлении личностей погибших. Их самоотверженность достойна и могильных крестов, и светлой памяти...

    Версии и факты

    Из всего вышесказанного следует, что к моменту официального возбуждения уголовного дела в августе 1992 года основные факты были уже известны. Возникает вопрос: в чем же цель проводимого сегодня следствия? Во-первых, по словам прокурора-криминалиста Владимира Соловьева, в подведении результатов всех экспертиз, дабы, торжественно погребая останки, не ошибиться на потеху мира в их именах. Во-вторых, расследовать параллельно гибель и других членов семьи Романовых. И наконец квалифицировать действия убийц, выяснив по законодательству 1918 года, было ли содеянное на тот исторический момент преступлением. Причем речь идет не только о непосредственных участниках расстрела, но и о тех политических лидерах, которые так или иначе к этому причастны.

    К следствию привлечены все восемь томов знаменитого уголовного дела, проводимого в 1918 году следователем Соколовым. До сих пор весь мир считал их безнадежно утерянными. Вывезенные за границу, они были помещены в один из парижских банков великим князем Николаем Николаевичем с напутствием, что в случае политических перемен в России и возобновления дела о гибели царского семейства эти тома должны послужить основой нового расследования. После захвата Парижа в 1940 году эти документы очутились в личном архиве Гитлера, а в 1945-м вновь вернулись в Россию. Так завершился круговорот, запрограммированный самой историей.

    Не думаю, чтобы прокуратуре России довелось когда-либо прежде вести столь удивительное расследование, свидетелями на котором выступили, скажем... император Николай III, объявивший манифестом о своем восшествии на российский престол, однако от генетической экспертизы пока отказавшийся.

    А днями раньше навестил прокуратуру и сам "царевич Алексей". Сейчас следствие занято сравнительным анализом его крови. Кстати, известен и западный кандидат на звание малолетнего царевича, с которым великий князь Владимир Кириллович некогда имел судебный процесс. Суд был выигран, а лже-Алексей приговорен за незаконное использование титула к 18 месяцам лишения свободы условно. И уж совсем на днях в России объявилась 93-летняя Анастасия...

    Все эти и другие версии подлежат тщательной проверке со стороны прокуратуры России, которой впервые приходится расследовать историю собственной державы.

    Поделиться