19.03.1997 00:59
    Поделиться

    В Правительстве Виктора Черномырдина произошли серьезные изменения

    Анатолий Чубайс назначен первым вице-премьером и министром финансов. И эта работа, может быть, только ему сегодня по плечу.

    Его имя прочно "припаяно" к ваучерной приватизации, но Чубайсу выпало воплощать программу, разработанную другими. Ведь чеки были придуманы до него, а "второй вариант" приватизации был узаконен тогдашним Верховным Советом. Во многом темпы приватизации определяла "политическая целесообразность".

    Все это привело к огромным издержкам, хотя, надо сказать, приватизация нигде - ни в Мексике, ни в Чехии, ни в Венгрии (а это уже хрестоматийные примеры) - не вызывала взрыва народного ликования и не была социально справедливой.

    Если мы делим пирог на всех, то у одного кусок будет с повидлом, а у другого - подгорелый. Административные и организационные способности Анатолия Чубайса общеизвестны и вызывают уважение даже у самых серьезных оппонентов. А.Чубайс должен был подобно Гайдару стать "камикадзе". Однако не стал и вышел на новый виток карьеры. Но сейчас его главной заботой становится не приватизация, а финансы государства.

    С неплатежами до сих пор не смог справиться ни один "экономический" вице-премьер: ни А.Шохин, ни О. Сосковец, ни В. Каданников, ни В. Потанин. Теперь этой острейшей проблемой предстоит заниматься Чубайсу.

    Немцову труднее всех

    Притоком свежих и прагматичных сил из "глубинки" стало назначение нижегородца Бориса Немцова на пост первого вице-премьера.

    На Бориса Ефимовича возложена "расстрельная задача". К тому же не одна - перевод на рыночные условия жилищно-коммунального хозяйства и реформа естественных монополий. Как по этому поводу выразился новый заместитель руководителя администрации Президента Александр Лившиц, "если решить хотя бы одну, то уже можно ставить памятник". Но наши естественные монополисты - главные источники неплатежей. К этой задаче подступались уже не раз, начиная с Егора Гайдара летом 1992 года, но пока "света в конце тоннеля" не видно.

    Коммунальная реформа без реформы естественных монополии с обещанным уже Б. Немцовым снижением средних тарифов приведет лишь к социальным проблемам, которые уже проявились и в С.-Петербурге и в Твери. И соединение этих проблем в одних руках представляется совершенно обоснованным. Опыт одной области - это, конечно же, не вся Россия, но подходы к коммунальной реформе в Н.Новгороде уже наметились.

    Говоря о Б.Немцове, нельзя не упомянуть, что он отнюдь не всегда был "ярым реформатором", поддерживая любую московско-правительственную инициативу. На него вполне примеряется роль и фрондера-бунтаря, если он не согласен с принятым, пусть даже Президентом, решением. Общеизвестен сбор подписей против войны в Чечне по его инициативе в начале 1995 года. Менее известна, но по-своему не менее значима роль Бориса Немцова по сколачиванию вместе с Юрием Лужковым и Константином Титовым (самарским губернатором) коалиции регионов-доноров в Совете Федерации прошлой осенью, в момент борьбы за бюджет 1997 года. Эта роль Немцова, который даже собрал у себя второе (после Москвы) совещание регионов-доноров, не прошла незамеченной. Немалую роль в этих событиях сыграл и К.Титов, с которым также велись активные переговоры о его участии в работе Правительства.

    Борис Немцов выдвинут как бы по принципу: умеешь работать, делать дело, не висеть на шее у Правительства, находить взаимопонимание с населением (электоратом, бизнесом - кому что нравится) - переходи на работу в Правительство. Примени, что знаешь и умеешь, в масштабах страны.

    Владимир Булгак - курс в будущее

    Эксперты считают назначение 55-летнего Владимира Булгака на пост вице-премьера особенно удачным ходом. Его "епархия" - связь и наука.

    Бывший начальник главного планово-финансового управления Минсвязи СССР, он с 1990 года начальствует над связью России. За это время отрасль дала пример самого бурного развития.

    Начался переход на цифровые системы при массовом привлечении зарубежных инвестиций. Развиваются передовые волокно-оптические линии, тянущиеся и до отдаленных деревень. Велик интерес В. Булгака и к космическим системам, в которых Россия может сказать не поспеднее слово.

    Именно он централизовал пакеты акции важнейших телекоммуникационных систем страны в компании "Связьинвест".

    Ему предстоит много нелегких дел. Например, найти общий язык с оборонкой и отечественными научными центрами ради создания отечественной аппаратуры мирового уровня. Поэтому он не зря становится еще и куратором "научного блока" в Правительстве. Надо уладить и разногласия в ФАПСИ, бьющим тревогу по поводу слишком большой зависимости страны от зарубежной техники и программного обеспечения в области телекоммуникаций. А еще выполнить буксующую президентскую программу "Народный телефон".

    Вопросом вопросов становится сохранение общенационального поля телерадиовещания. Группировка спутников-ретрансляторов дышит на ладан, и выход из строя некоторых грозит "отрезанием" Восточной Сибири с Дальним Востоком.

    Ответственный за госимущество

    Новый титул Альфреда Коха - вполне закономерное событие, он и по положению о ГКИ - вице-премьер.

    Возглавляя в 1993-1994 г. департамент оборонных отраслей ГКИ, А. Кох в значительной степени сохранил ее государственную управляемость. И не его вина, что политика в отношении оборонки была и продолжает оставаться двойственной - казна и не кормит, не давая (или не оплачивая) госзаказ, и на "вольные хлеба" перейти не дает.

    Заступив на пост и.о., а затем и председателя ГКИ, А. Кох набил немало шишек на различных приватизационных проектах и даже скандалах и, наверное, это стало для него хорошей школой.

    Теперь же он - вице-премьер, курирующий вопросы приватизации, политики собственности и реформы ее государственной части. А. Кох - сторонник привлечения к делу управления госдолями имущества представителей бизнеса и особых фирм по конкурсу, а не служащих госаппарата. Он больше надеется на доверительное управление (траст), чем на администрирование ведомств.

    На него возложена сущностная задача нового этапа реформ - реформа предприятий, то есть проведение или их массового оздоровлении, или банкротства. Задача, прямо скажем, не из легких. Но опыта и эрудиции А. Коху не занимать.

    Олег Сысуев умеет работать с людьми

    За плечами 44-летнего главы крупного города не только диплом инженера-механика по эксплуатации самолетов и двигателей, работа мастера и инженера, но и непосредственно живая работа с людьми - на самом производстве, в местном аэропорту, в районе с его многочисленными проблемами от никудышной деятельности жилищных контор до строительства детских садиков и стадионов.

    Олег Николаевич выступил одним из страстных поборников местного самоуправления. Уже будучи избранным мэром города, часто любил повторять, что Самара является пионером нового движения городов России. Надо сделать все, чтобы город заводов и фабрик стал европейским городом для людей.

    Его избирают сопредседателем Союза российских городов, постоянным представителем России в конгрессе местных и региональных властей Совета Европы.

    - Уезжая в Москву, - говорил Олег Сысуев, - хочу лишний раз подтвердить: ни я, ни Борис Немцов с мешком денег или печатным станком туда не направляемся. Едем делать нелегкую, нужную россиянам работу. Главное в том, чтобы все средства, идущие на социальную сферу, использовались с максимальной эффективностью, чтобы выплаты зарплаты, пенсий, пособий производились вовремя, как в нормапьных цивилизованных странах. Вот круг моих новых забот.

    Триумф Уринсона

    Сенсационным стало назначение вице-премьером и министром экономики Якова Уринсона.

    "Товарищ Яков, вы - большой ученый", - шутили в кулуарах Правительства его коллеги. Человек, беззаветно преданный экономическому либерализму, Уринсон представлял проекты среднесрочной программы и концепции развития страны до 2005 года. Поражает спектр его оценок: от демографических перспектив до путей реформирования науки, вплоть до отсечения ее неконкурентоспособных ветвей.

    1994-1996 годы были самыми трудными в его карьере. Наметилось недовольство промышленных ведомств монополией Минэкономики в разработке стратегии реформ.

    Растет влияние последних - сначала образуется Минпром. А позже, летом 1996-го, по настоянию Президента - Миноборонпром, Минатом и Минтопэнерго выступают со своими предложениями по среднесрочной программе.

    Потому нынешнее назначение Я. Уринсона на пост шефа Минэкономики - шаг почти ритуальный. Это значит, что чаша весов склонилась в пользу "экономистов". Как и перевод Минпрома с Миноборонпромом в ведение Минэкономики. Пришел человек, готовый идти на непопулярные меры. Bрaг эмиссионных инвестиций и самой идеи параллельной "промышленной валюты". Твердо верящий в переток средств из банков в промышленность.

    Ему придется столкнуться как минимум с тремя трудностями. Первая - тотальные неплатежи и "обезрубливание" экономики при сохраняющемся налоговом гнете.

    Вторая - далеко зашедший инвестиционный кризис в экономике и прогнозируемый острый дефицит инвестиционных ресурсов, грозящий новым падением производства после временной стабилизации.

    Третья - "епархия" Минэкономики значительно расширяется, а на плечи Уринсона падают весьма нелегкие нужды ВПК и проблемы конверсии.

    Цели ясны, задачи поставлены

    Отказ от отраслевого принципа, легко просматривающийся в Правительстве, создание суперведомства Минэкономики приближают нас к структуре Правительства образца 1991 года. И если тогда это было явно преждевременно, промышленность-то была государственной, то сейчас, после проведения приватизации, самое время. Ведь казна давно уже разным АО не указ. Да и управление госпакетами руками чиновников из министерств отнюдь не доказало своей эффективности. С чиновника не спросишь финансовые потери, его можно лишь уволить. Банк или трастовую компанию уволить нельзя, но можно получить их имущество за убытки для казны.

    Ныне отраслевая структура управления экономикой подвергается резкой модернизации. И это соответствует новым реалиям.

    Поделиться