Бывший Главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР и России Герой Советского Союза Адмирал Флота Владимир Чернавин:
- Положение, в котором оказались подводники "Курска", я бы назвал чрезвычайно серьезным, поскольку корабль остался без собственной энергетики.
Возможность столкновения с иностранной подводной лодкой, в частности американской - допускаю. В мою бытность командующего Северным флотом и главкома ВМФ американские атомные подводные лодки довольно часто нарушали наши территориальные воды как раз в тех районах, где и выполнял свои задачи "Курск". Достаточно вспомнить нашумевшую историю с "Батон Руж", которая протаранила российскую подводную лодку "Кострома" у входа в Кольский залив 11 февраля 1992 года.
С начала 60-х годов и до конца 1986-го столкновения американских и советских субмарин случались не столь редко, как хотелось бы. На этот счет есть статистика, которую провел американский эксперт Джошуа Хэндлер из небезызвестного "Гринписа". Он разделил подобные столкновения на две группы: те, которые происходили в нейтральных водах, и те, что случались у берегов СССР. Последняя значительно превалирует над первой. Почему? Эксперт объясняет это тем, что командование ВМС США осуществляло (и осуществляет) тайные операции под кодовым названием "Хоулистон" с целью сбора разведывательной информации о советском (и российском) флоте в районах его базирования.
Американские атомарины намеренно заходили в терводы СССР и даже проникали в акватории военных гаваней. Вот почему столь высок процент столкновений именно у наших берегов. Первый инцидент такого рода отмечен еще в 1965 году, когда американский атомоход пробрался в одну из баз Тихоокеанского флота и, маневрируя в стесненных условиях, задел днище советской субмарины типа "Эхо".
В списке Хэндлера немало других подобных инцидентов. Их более двадцати. Последнее на моей памяти - столкновение в прибрежных водах Кольского полуострова российской атомной подводной лодки К-407 с американской подлодкой "Грейлинг" в марте 1993 года. Меня удивляет то, что почти все центральные газеты дали хронику катастроф нашего флота, но никто не дал хронику столкновений российских и американских подводных лодок в наших полигонах. А она весьма обширна...
Сейчас не столько важно, что произошло, сколько то - есть ли у экипажа шансы на спасение. Каждые прошедшие сутки резко их уменьшают. Во время последней - всем памятной - катастрофы атомной подводной лодки "Комсомолец" капитан 1 ранга Борис Коляда был старшим на борту. Он пережил чудовищную трагедию своего корабля и сейчас столь же остро принимает к сердцу беду "Курска". Мы связались с ним по телефону:
- Борис Григорьевич, что, на ваш взгляд, происходит сейчас в отсеках "Курска"?
- Ребятам сейчас там очень тяжело. Могу себе представить - лодка обесточена, ходят по отсекам только с аварийными аккумуляторными фонарями. Холодно. Температура забортной воды не выше четырех градусов тепла. Связи практически нет. Всплывающая спасательная камера (ВСК) расположена в рубке. Насколько мне известно, затоплены первый и второй отсеки, значит, доступа в рубку к спасательной камере нет. По этой же причине не отдан и носовой аварийный буй. Версия мощного лобового удара при таком характере повреждений весьма вероятна.
- Насколько им хватит воздуха? Британские эксперты сообщили по радио, что подводники могут продержаться только 48 часов...
- Если отсеки сухие, то при наличии обычных РДУ - регенеративных дыхательных установок - они могут продержаться с неделю. Если отсеки подтоплены - меньше... Обычно затопление сопровождается возгораниями электротехники с неизбежным задымлением. С момента аварии уже прошло почти четверо суток. Это снижает шансы...
- Есть сведения, что акустики надводных кораблей в момент аварии "Курска" зафиксировали сильный гидравлический удар. Может ли это быть внутренний взрыв, скажем, водорода в аккумуляторной яме?
- Не думаю, что это водород. Взрывы аккумуляторных батарей не приводили к повреждению прочного корпуса даже на дизельных подлодках, рассчитанных на куда меньшую глубину погружения. Мы тоже ощутили сильный подводный толчок, когда затонул "Комсомолец". Гидравлический удар возник, по-видимому, в момент падения корабля на грунт. "Курск", такая махина в 18 тысяч тонн, не мог совершить "мягкую посадку"... Возможно, даже что-то сорвалось с фундаментов. Во всяком случае аварийная защита реакторов сработала наверняка. Маловероятен и взрыв торпед в носовых аппаратах. Все ракетные пусковые установки на "Курске" за пределами прочного корпуса, поэтому в принципе невозможно то, что произошло на К-219 в 1986 году.
- Могут ли они прибегнуть к методу свободного всплытия?
- Теоретически - да... Но благополучно покинуть корабль на такой глубине можно только при наличии специальных гидрокостюмов с так называемыми "подводными парашютами", которые задерживают весьма опасное резкое всплытие с большой глубины. Но даже при наличии таких костюмов у всех, в чем я весьма сомневаюсь, шансы на спасение резко уменьшаются температурой забортной воды, а она не выше четырех градусов тепла. Ведь прежде, чем открыть спасательный люк, надо затопить отсек до нижнего тубуса люка. А это значит, что в ледяной воде надо провести не один час. Даже в сухом костюме это физиологически невыносимо.
- Можно ли говорить об аналогии с катастрофой "Комсомольца"?
- Только в самом общем плане. Нам удалось всплыть. "Курску" - нет... Значит, аварийные события на нем развивались со скоростью удара, то есть чрезвычайно скоротечно.
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1 ранга Игорь Курдин в недавнем прошлом командовал на Северном флоте атомным подводным ракетоносцем стратегического назначения.
- Ваше мнение, Игорь Кириллович?
- Моя бывшая подводная лодка как раз и зафиксировала гидравлический удар в точке нахождения "Курска". Ситуация крайне тяжелая. Положение подводников во многом будет облегчено, если удастся подать на затонувший крейсер воздушные шланги. Насколько мне известно, в районе аварии находятся спасательные аппараты АС-34 и АС-36 - каждый из них при нормальной стыковке с прочным корпусом может принять до двадцати подводников. Но для этого, как минимум, должны быть два условия: более-менее спокойная поверхность моря (до 5 баллов) и положение затонувшей лодки на ровном киле, чтобы комингс-площадка находилась в одной плоскости с обрезом нижнего люка спасательного аппарата. Мы связались с пресс-центром Северного флота, нам ответили, что в районе аварии, кроме крупных надводных боевых кораблей, находятся спасательные суда "Михаил Рудницкий" и "Алтай", которые имеют на борту спасательные аппараты АС-34 и АС-36, а также краны, декомпрессионные камеры, водолазные колоколы. Однако спустить их под воду мешает сейчас волнение моря, которое поднялось до 5 баллов.
Священник отец Георгий (Усков), настоятель Казанского собора в селе Горушки, до принятия сана служил командиром минно-торпедной боевой части на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Мы позвонили ему:
- Денно и нощно молю Господа нашего о спасении экипажа "Курска"! Хорошо представляю себе, в каком кромешном аду находятся сейчас наши моряки. Как важно, чтобы в такие минуты с ними был рядом духовный пастырь, слово которого могло бы спасти от отчаяния обреченные души. Спаси, Господи, люди твоя!.. Святый отче Николае, спаситель и заступник моряков, яви чудо!..
Капитан 1 ранга Аркадий Епифанов командовал однотипным подводным крейсером "Смоленск":
- Не могу представить себе ту силу, которая швырнула на грунт столь тяжелый крейсер. Столкновение со скалой исключаю - в полигонах нет таких препятствий. Взрыв водорода в аккумуляторных ямах не может дать такого эффекта. Взрыв торпеды? Исключаю. Нужно очень хорошо постараться, чтобы взорвать торпеду в аппарате. Так же, как и ракету... Остается одно - столкновение... Затоплено четыре отсека - это значит, что, скорее всего, большая часть экипажа погибла. Отсечены пути к выходу из торпедных аппаратов и всплывающей спасательной камере. В девятом отсеке есть аварийно-спасательный люк. Это последняя надежда. Но в корме, по расчетам моих коллег, может быть не больше пятнадцати человек. Если позволит погода, на комингс-площадку девятого отсека сядет спасательная камера. Но откроется ли люк? После такого удара его может заклинить. И тогда, будем смотреть правде в глаза, спасения нет...