24.08.2000 17:00
    Поделиться

    Владимир Лапский: Дни августа, которые потрясли мир

    Пожалуй, ни одно событие последних лет не вызывало в мире столько эмоций и волнений, сочувствия и сострадания, такого обилия комментариев и домыслов. Главный вопрос, который задают повсеместно и у нас, и за рубежом: от чего, от какой злой, мистической напасти прекратил свою не такую уж долгую жизнь один из самых современных, самых надежных подводных судов Российского флота?

    Кое-кто из наших крупных военных считает, что все дело в столкновении "Курска" с другим судном, которое по неизвестной причине оказалось в зоне учений наших моряков. Натовцев упрекают в том, что они за десять лет после окончания "холодной войны" так и не "обновили" своей психологии, по-прежнему "ошиваются" в пределах видимости и "слышимости" наших военно-морских баз и районов учений ВМФ. При этом используют специальные разведывательные корабли и многоцелевые подводные лодки (у США, к слову заметить, более 50 субмарин типа "Лос-Анджелес" и две типа "Сувульф"). К ним прибавить английскую арктическую армаду. А в тот злополучный день 12 августа три зарубежные подводные лодки в Баренцевом море, как признано повсеместно, проявляли "нездоровое" любопытство к "Курску" и другим российским судам, по той причине и попали под подозрение.

    Министр обороны Франции Ален Ришар выступил с опровержением, дескать, в указанном районе Баренцева моря в момент аварии находились исключительно российские боевые суда. Кстати, на вопрос французских журналистов, как он оценивает первоначальный отказ Президента России отказаться от участия Запада в спасательной операции, г-н Ришар ответил: "Россия - великая морская держава, которая не видела необходимости в посторонней помощи". В свою очередь руководитель английской спасательной команды Дэвид Рассел на пресс-конференции в норвежском Киркенесе заявил, что "российские спасатели являются профессионалами высокого класса, и они сделали все, что могли". В свою очередь министерство обороны Великобритании опровергло сообщение о том, что неподалеку от места катастрофы "Курска" подводники нашли фрагмент английской субмарины. Ранее было сообщено, что примерно в 300 метрах от затонувшего судна был обнаружен предмет, похожий на ограждение рубки чужой подводной лодки. Вспомнили и американскую ядерную субмарину "Мемфис", которая в эти дни в самом деле зашла в один из доков Норвегии. Ее внимательно осмотрели специалисты, увы, каких-либо вмятин или повреждений на ее бортах обнаружить не удалось. Отпала и эта частная версия?

    Между тем высокопоставленный чиновник штаб-квартиры НАТО в Бельгии в разговоре с журналистами подтвердил одну важную вещь: действительно натовские корабли внимательно наблюдали за ходом российских учений, тем более натовским военным было известно о применении нашими моряками "крылатых ракет" типа "Гранит" с подводным выходом и скоростной наводящей системой. Противоракетная оборона стран НАТО пока еще не научилась в полной мере противодействовать таким ракетам. Многие эксперты, как военные, так и гражданские, сходятся на том, что причиной гибели подлодки был взрыв на ее борту. Представитель командования норвежских вооруженных сил убежден, что первоначально взорвалась торпеда или какой-то другой снаряд на борту "Курска", а это вызвало второй очень мощный взрыв. В свою очередь вице-премьер Илья Клебанов впервые признал во вторник, что причиной катастрофы мог стать "сильный динамичный удар" внутри самой подлодки, хотя председатель правительственной комиссии по-прежнему считает самым вероятным столкновение подводного крейсера с неопознанным плавающим объектом. Почему столь живуча среди российского командования именно эта версия? Этот вопрос задает корреспондент "Немецкой волны" Е. Шуман и отвечает на него таким образом: "внешний фактор" катастрофы в Баренцевом море как бы отводит вину за нее от военных. Но давайте на минуту допустим, что взрыв действительно произошел в самой субмарине. Что привело к нему? Техническая неисправность? Человеческий фактор? Или какая-то другая причина? Думается, пройдет еще достаточно времени, прежде чем мы получим однозначный ответ на этот, пожалуй, самый трудный вопрос. Но сейчас всем ясно одно: катастрофа была очень скоротечной, длилась всего несколько минут. Сейчас упрекают российское руководство в том, что оно якобы потеряло время, не обратясь сразу за помощью к норвежцам, англичанам или американцам, которые, к чести их будет замечено, сразу предложили помощь. Чего больше в этой "замедленной реакции" - бюрократической волынки и пустых согласований, растерянности или, может быть, опасений выдать натовцам какие-то военные секреты? Подозреваю, что всего понемножку. Но не исключаю и того, что российское командование уже знало или - по меньшей мере - догадывалось о масштабах катастрофы на дне нелюдимого Баренцева моря.

    В этой связи хотел бы привести весьма важное высказывание крупнейшего американского авторитета по подводным флотам Шерри Зонтаг. Вот что она сказала: "Даже незамедлительная просьба России о международной помощи в связи с катастрофой атомной подлодки "Курск" не смогла бы привести к спасению ее экипажа. Ни одна страна мира не располагает пока службами, которые сумели бы немедленно начать и провести в предельно сжатые сроки столь сложную спасательную операцию. Случись нечто подобное с американской субмариной в Баренцевом море, то ее ждала бы точно такая же участь. Да, американцы предложили России свою помощь, но, по прикидкам самих военных, дежурящих на калифорнийской базе Сан-Диего, где находятся глубоководные спасательные аппараты ВМС США, для их доставки в район катастрофы и развертывания операции потребовалось бы не менее трех суток". Теперь вопрос в сложнейшей операции по извлечению тел погибших моряков из затонувшей лодки. Уже не раз говорилось, что объем и вес "Курска" таков, что России самостоятельно с этой задачей не справиться - нужна экстренняя международная помощь.

    Официальный представитель норвежского МИД уже сообщил, что правительство в Осло обратилось с соответствующей просьбой к нефтедобывающей фирме "Стоуп оффшор", водолазы которой сумели открыть аварийные люки затонувшей подлодки, Представитель фирмы заявил, что с норвежской стороны участвовать в опасной подводной операции будут исключительно добровольцы. Катастрофа в Баренцевом море дала широкое поле для размышлений о том, какой моральный, если хотите, политический ущерб нанесет гибель субмарины "Курск" престижу России. Не секрет, что сейчас наша страна переживает не самые легкие времена, одна проблема круче другой, а их столько, что дух захватывает от казалось бы их неподъемности, а порой и драматичности. Безусловно, гибель такого числа людей в лучшей на флоте субмарине - жесточайший удар для страны, для каждого россиянина-патриота. Но этот не первый и, увы, боюсь, не последний удар мы должны мужественно выдержать ради будущего России и ее потомков. Прекрасно чувствуя солидарность и поддержку других.

    Поделиться