Живописны калининградские загородные магистрали, особенно летом: пышные зеленые кроны лип и ясеней как будто смыкаются высоко над асфальтом, образуя зеленый тоннель. Но старинное украшение дорог превратилось в смертельно опасную проблему: каждое третье дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом связано с наездом на придорожные деревья.
Если по стране в целом статистику смертельных исходов в ДТП возглавляют пешеходы, гибнущие под колесами машин, то в Калининградской области - водители, убийцами которых стали "зеленые друзья человека". За прошлый год, по данным областного ГАИ, около ста человек погибли по их вине, почти 280 попали в больницы. Статистика этого года, похоже, будет не менее горькой. Потому что к наездам на деревья в прошлом году прибавилась еще одна напасть - в прямом смысле этого слова: старые липы и вязы с прогнившими изнутри стволами начали падать на дороги. А иногда и на машины.
- По требованиям действующих нормативов на обочине вообще никаких деревьев быть не должно, - говорит Николай Потапчук, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГАИ УВД Калининградской области. - То есть большинство наших загородных трасс эксплуатируется с грубыми нарушениями требований безопасности движения. Каждый год пишем представления в Департамент дорожного хозяйства администрации области, но толку немного. Приводим результаты ежегодного обследования дорог, и каждый раз на областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения говорим о том, что основной причиной, сопутствующей совершению ДТП с тяжелыми и смертельными исходами, является наличие деревьев. И что нужно срочно разрабатывать областную целевую программу "Деревья" по ликвидации придорожных убийц.
С ГАИ вроде никто не спорит: статистика и в самом деле убедительная. Но решить проблему не так легко. Лесные хозяйства области за уборку одного аварийного дерева взимают как за деловую древесину - в среднем 1500 рублей (в зависимости от диаметра ствола).
Кроме того, деревья не бесхозны. - Многие трассы проходят через лесные массивы, а это уже компетенция Федеральной службы лесного хозяйства России, - говорит Николай Потапчук. - И даже если дерево над дорогой буквально нависает, пока оно не упало на проезжую часть, мы не можем выдать им предписание и не имеем права их наказать.
В среднем за год райавтодоры убирают пять-шесть тысяч придорожных деревьев. В прошлом году под давлением ГАИ поставили рекорд - спилили больше восьми тысяч стволов. А по области вдоль дорог растут сотни тысяч деревьев. И все достигли предельного возраста - 100-120 лет, и крепкие только с виду, а внутри стволов - пустота. В ГАИ подсчитали, что, даже если работать ударными темпами, потребуется около 15 лет, чтобы очистить хотя бы самые опасные места, где чаще всего происходят ДТП и закрыта видимость на перекрестках и поворотах. За это время окончательно прогнившие деревья начнут умирать, так сказать, естественной смертью, и падать от ветра уже не единицами, а сотнями и тысячами, унося людские жизни.
Многочисленные отчеты, предписания и справки, которые каждый год готовят сотрудники ГАИ, снабжены многочисленными и очень впечатляющими фотографиями. Толстый ствол лежит на микроавтобусе - весь перед смят в лепешку, люди раздавлены. Легковушка, марку которой уже невозможно определить, сложилась об дерево почти вдвое - остался только багажник и часть салона. Что стало с теми, кто в ней ехал, даже разглядеть невозможно...
Насмотревшись на это, легко понять, почему практически на всех дорогах области стоят знаки ограничения скорости до 70 кмч. Для себя твердо решаю, что превышать ее больше не буду...