По инвестициям Томская оласть лидирует в Сибири

      Чем богата Россия? Самый банальный ответ обычно находят в сфере геологии и географии: сырьем да просторами. Банальности не спасают, когда приходит время задуматься о будущем. Это сполна успели ощутить на своем опыте практически все российские регионы. Сейчас большинство из них ищет пути к тому, чтобы при переходе из одного тысячелетия в другое не просто "выжить" или "сохранить свой потенциал", но и совершить качественный скачок вперед.

     Именно об этом говорил и Президент России, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием, которое активно обсуждается в обществе и наверняка станет предметом будущих дискуссий. Не надо больших мыслительных усилий и серьезных социологических выкладок, чтобы предсказать, какую из затронутых в Президентском Послании тем чаще всего будут поминать этой осенью российские политики. Конечно же, удвоение ВВП и повышение темпов экономического роста. Нам, видимо, еще не раз и не два предстоит услышать речи о том, как достичь небывалых результатов в столь важном для государства деле. Беда лишь в том, что в 90 процентах случаев речь пойдет лишь о благих намерениях, известно куда мостящих дорогу. Между тем Президент, оглашая Послание, был далек и от беспочвенного оптимизма, и от псевдопатриотических призывов типа "догоним и перегоним Америку". "Сбалансированный рост отечественной экономики, базирующейся как на традиционных отраслях, так и на современных технологиях, - возможен", - сказал глава государства. И пояснил, на что, по его мнению, стоит сейчас делать максимальную ставку: на "новую экономику", опирающуюся на информационные технологии, научные разработки, компьютерные системы управления производством и так далее.

     История знает примеры стран, далеких от благополучия и обделенных природными богатствами, которые умудрялись резко вырваться вперед только благодаря своим интеллектуальным ресурсам и грамотной государственной политике, направленной на поддержку наукоемких отраслей. Но Россия все-таки не Япония и не Сингапур - другие масштабы. Хотим мы того или нет, но наша страна на стыке тысячелетий напоминает огромный многопрофильный полигон, где на 89 испытательных стендах проходят обкатку различные экономические и политические модели регионов, подчас несоизмеримых по размерам, потенциалу, уровню развития. Москва при всем желании не сумеет причесать всех под одну гребенку. Но опора на успешно работающие "модельные образцы", безусловно, необходима. Тем более что искать их долго не надо - они давно на виду. Причем совсем не обязательно в Центральном регионе или на Северо-Западе, куда большинство экспертов по привычке обращают свои взоры в поисках рецептов "экономического чуда".

     Еще 10 лет назад один из российских регионов, на тысячи километров отстоящий от Кремля и от Невы, не задействованный ни в политических склоках, ни в экономических экспериментах, начал сам себя возрождать и продвигать по собственной модели. Томская область провозгласила генеральной линией своего развития "инновационную стратегию" - и получила достаточно весомые результаты. Этот сибирский регион всегда отличался повышенной "наукоемкостью": в Томске 6 университетов, около ста научно-технических организаций, в том числе 38 НИИ, десятки высокотехнологичных НПО атомной, оборонной и других отраслей. Москва и Питер могут почувствовать себя обиженными, но факт остается фактом: по концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации и по количеству студентов Томская область опережает обе столицы. На каждые 10 тысяч жителей приходится 12 профессоров, 70 кандидатов наук, 320 научных сотрудников, 750 студентов. Доля людей с высшим образованием здесь составляет более 25 процентов населения (в среднем по РФ - около 20 процентов). В ближайшие годы, как явствует из статистических данных, доля научно-образовательного комплекса в консолидированном бюджете области составит около 10 процентов.

     Природные ископаемые прекрасно себя чувствуют в глубине недр, но таланты зарывать в землю негоже. В создании своей стратегии Сибирь опиралась на опыт Европы: инновационную стратегию Томская область осуществляла в тесном контакте с представителями Евросоюза, которые разрабатывали методологию реформ с учетом особенностей региона. При всей масштабности программы она оказалась вполне понятной и наглядной для жителей области и для руководителей крупнейших предприятий. Главной задачей было обеспечить устойчивое развитие и повысить конкурентоспособность экономики Томской области, расширить возможности для ее развития, не сковывая менеджеров, технологов, ученых, специалистов по маркетингу и других ключевых специалистов бюрократическими кандалами. Оценивать эффективность стратегии тоже предполагалось по ясной и четкой схеме. Ключевым критерием стала доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства области. Когда проект только начали, базовое значение этого показателя было 0,5 процента. В 2001 году - уже 10 процентов, к 2010-му его планируют довести до 50 процентов. Разработчики программы считают, что для этого нужно открывать в год как минимум 10-15 новых малых и средних предприятий, ориентированных на инновации и имеющих высокий уровень выживаемости (есть в экономике такой термин). Но это лишь часть работы. Опору решено было сделать на уже существующий мощный потенциал области.

     Самыми перспективными сферами науки и производства в регионе, несмотря на все послеперестроечные катаклизмы, являются информационные и биотехнологии, большая химия, производство новых материалов и покрытий. Было сделано все, чтобы руководство предприятий подобного рода было максимально заинтересовано во внедрении инноваций, имело развитую инфраструктуру и грамотный менеджмент, соответствующий мировым стандартам. Много делалось и для повышения "инновационной культуры" в регионе.

     - По объему привлеченных инвестиций на душу населения Томская область вышла на первое место в Сибирском федеральном округе, - подчеркнул недавно губернатор Виктор Кресс, который руководит областью больше 10 лет. По его словам, инновационный путь развития позволил отойти от испытанной и малоэффективной модели экономики типа "купи-продай". В регион пошли солидные зарубежные инвестиции, медленно, но верно структура экспорта переориентируется с сырья на высокотехнологичную продукцию. Европейские партнеры провели аудит около 120 научных разработок областных ученых и технологов, из них почти треть была признана "перспективной", а сумма дохода, которую они могут принести, оценили в 250 миллионов долларов. Кстати, это больше объема промышленного производства в регионе. Ожил и окреп малый и средний бизнес.

     Правда, люди начинают верить любым программам только тогда, когда ощущают от них реальный эффект. Во многом именно поэтому инновационная стратегия Томской области в последние годы пошла особенно успешно: ее плоды рядовые жители смогли ощутить на себе. "Мы открываем центры для одаренных детей, переоборудуем больницы и поликлиники. В 2004 году мы закончим программу компьютеризации школ, тогда как во всей России это планируют не раньше 2010 года. У нас высокий уровень реальных доходов, растет розничный товарооборот. В общем, почва для развития социально ориентированной рыночной экономики вспахана", - с вполне обоснованной гордостью говорит губернатор Кресс.

     "Несмотря на богатство наших недр, будущее области связано в первую очередь с интеллектом", - считает губернатор. Ставка на интеллект - это сейчас приоритет и общефедеральной стратегии развития страны. Спустя века вновь подтверждаются слова великого русского ученого Михаила Ломоносова: "Могущество Российское прирастать будет Сибирью". На сей раз - интеллектуальное.