Все смешалось в Нижегородской области: государство и формально отделенная от него церковь, религиозные догмы и постулаты ядерной физики, паломники и обитатели закрытого, наглухо засекреченного города Сарова, память о Серафиме Саровском и наследие Андрея Сахарова, священники, охранники, журналисты...
Впрочем, Президент России Владимир Путин, прибывший вчера в Саров на 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского и в тот же день посетивший Федеральный ядерный центр (в недавнем прошлом - знаменитый суперсекретный Арзамас-16), чувствовал себя совершенно естественно и от "раздвоения души" явно не страдал. Президент посетил храм преподобного Серафима Саровского (на входе главу государства встретил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II), осмотрел алтарь, приложился к мощам святого, в сопровождении Патриарха осмотрел восстановленную по историческим свидетельствам келью.
Глядя на рукотканые половички, лежащие в келье, Владимир Путин заметил: "Сколько помню себя ребенком, у нас дома были такие же".
Владимир Путин лично вручил награды двум церковным иерархам. Постоянный член Священного синода Русской православной церкви, митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий - орденом Дружбы. Для участия в молебне администрация закрытого города позволила войти на свою территорию двумстам паломникам - случай беспрецедентный.
Выступая на Соборной площади после торжественного молебна у мощей Серафима Саровского, Путин подчеркнул, что "сегодняшний праздник стал возможен благодаря возрождению в России религиозной, духовной свободы". Она в отличие от половичков в прежние времена была в серьезном дефиците. Речь не только о преподобном Серафиме и названном в его честь храме, который лишь недавно вернули верующим. Именно в Арзамасе-16 в 1949 году была создана первая советская ядерная бомба. Дальнейшая судьба руководителя группы разработчиков академика Андрея Сахарова являла собой наглядный пример того, что на самом деле понимали в те годы под терминами "свобода", "совесть" и "свобода совести".
В Федеральном ядерном центре "Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" главу государства сопровождал министр по атомной энергии Александр Румянцев. Центр состоит из нескольких десятков научных институтов, где работают около 18 тысяч человек. Владимир Путин встретился с руководством центра и с ведущими российскими учеными-ядерщиками. Здесь тоже есть уникальный склад-музей, где в одном экземпляре хранятся все образцы ядерного оружия, создававшегося отечественными специалистами с 1949 года по настоящий момент. Музей с двойной системой охраны не предназначен для экскурсий: арсенал имеет не только историческое, но и оборонное значение, служит ученым "наглядным пособием". В порядке исключения его лишь однажды разрешили посетить неспециалисту - в 1992 году здесь побывал Борис Ельцин.
В "мозговом центре" российской ядерной физики нынешний Президент смог увидеть все, что считал важным. "Качество ядерного оружия, которое было и остается основой безопасности России, должно отвечать самым высоким требованиям по универсальности применения, по эффективности и безопасности", - заявил Президент на встрече с учеными. По мнению главы государства, "следует добиваться максимально эффективного использования потенциалов ядерных центров Минатома России для проведения самого широкого спектра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". Говоря о ядерном центре в Сарове, Президент отметил, что "здесь сконцентрированы талант и знания нескольких поколений выдающихся ученых и инженеров и этот мощный интеллектуальный и производственно-технический капитал должен в полной мере служить стране".