Ее главными фигурантами являются, с одной стороны, частные предприниматели Михаил Кайгородов и Владимир Ткаченко, с другой - сотрудники Краснодарской таможни. Последние пытаются привлечь бизнесменов к ответственности по ст.16.21 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Предприниматели хотят доказать, что сотрудники таможни, проводившие в их магазинах контрольные проверки, совершали незаконные действия и должны быть привлечены к уголовной ответственности.
Забегая вперед, скажем, что в вопросе о том, кто прав, а кто виноват, краснодарская Фемида уже пришла к определенным выводам. Еще в апреле Арбитражный суд Краснодарского края принял решение по жалобе Михаила Кайгородова, признав действия Краснодарской таможни незаконными, и обязал ее вернуть предпринимателю изъятый товар. А по аналогичному делу Владимира Ткаченко, с февраля ожидающего решения арбитражного суда, буквально на днях суд в очередной раз отложил рассмотрение дела.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Таможня защищается. И, судя по документам, которыми располагают предприниматели, ей есть что терять. А если быть точнее, тем сотрудникам, которые принимали непосредственное участие в проверках и изъятиях товаров из магазинов. Произошедшее между предпринимателями и таможенниками - на первый взгляд рядовой конфликт. Но он стал из ряда вон выходящим по той лишь причине, что бизнесмены не пошли на поводу у оперативников, а решили в суде защитить свои права.
Суть же его состоит, если коротко, в том, что группа оперуполномоченных Краснодарской таможни проводила контрольные проверки в магазинах "Саваж", "Дюна" и "Джованни", принадлежащих Ткаченко и Кайгородову, на предмет соблюдения таможенного законодательства. По словам предпринимателей и работников магазинов, "действия таможенников больше походили на грубый "наезд", чем на цивилизованную проверку. Не получив требуемых документов, которых не могло быть в принципе, поскольку оба бизнесмена не имеют отношения к внешнеэкономической деятельности и весь товар приобретают у московских партнеров, оперативники описывали вещи и вывозили их на частных машинах. Делалось все это по каким-то соображениям в вечернее и ночное время".
Первую проверку магазинов таможенники проводили в период с 30 октября по 20 ноября прошлого года. Когда, по словам Михаила Кайгородова, работники магазина сверили количество изъятого товара, указанного в протоколе, с фактическим, оказалось, что оно не совпадает более чем на 20 процентов! Произошло это потому, что радетели таможенного законодательства умудрялись вместо дорогого парфюма вписывать в протокол изъятия обыкновенное туалетное мыло! И эти искажения не единственные.
А всего таможенники изъяли из магазинов различных товаров почти на 37 миллионов! Куда могла исчезнуть часть недостающих вещей? По словам Михаила Кайгородова, в марте некоторые из изъятых таможней вещей были обнаружены в одном из краснодарских магазинов. Предприниматель обратился с заявлением в ОБЭП УВД Западного округа с просьбой возбудить уголовное дело по факту хищения товара. Милиция, ссылаясь на то, что деятельность Краснодарской таможни не подпадает под юрисдикцию органов внутренних дел, отправила заявление в Краснодарскую таможню. То есть тем, на кого жаловался предприниматель.
В ситуацию вмешалась Комиссия Госдумы РФ по борьбе с коррупцией, куда предприниматели обратились за помощью. В результате, если судить по ответам, полученным Комиссией, сотрудник таможни Алейников был уволен с работы. Однако таможня ввела Комиссию Госдумы в заблуждение: на самом деле Алейников уволился сам, а через некоторое время как ни в чем не бывало вернулся назад.
Противоречивые выводы делает и прокуратура. С одной стороны, она находит действия таможенников необоснованными и считает изъятие товара незаконным, с другой - не видит в их действиях ничего преступного, чтобы возбудить уголовное дело. А транспортная прокуратура, опротестовывая решение Октябрьского районного суда (судья Г. Байрак) о прекращении дела в отношении предпринимателей, откровенно встав на защиту таможни, делает вывод, что ее сотрудники действовали законно, а вину предпринимателей доказывать необязательно.
Стоит ли удивляться тому, что уже девять месяцев краснодарские таможенники не могут (или не хотят?) найти веских оснований для того, чтобы придать своим действиям хотя бы видимость законности. Кстати, Октябрьский районный суд (судья Н. Мантул) считает незаконным отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников таможни, производивших изъятие товара.
Между тем окончания этого затянувшегося процесса ждут не только Кайгородов и Ткаченко. Слишком много проблем испытывает сегодня малый бизнес, слишком беззащитен он перед теми, кто облачен в мундир госслужащего и носит на плечах погоны. Краснодарские бизнесмены Владимир Ткаченко и Михаил Кайгородов, которые, кстати, являются добросовестными налогоплательщиками, сегодня пытаются защитить не только свои гражданские права и свободы, но и найти управу на тех, кто, по их мнению, препятствует законной предпринимательской деятельности.
Хочется надеяться, что власти обратят внимание на ситуацию, сложившуюся в малом бизнесе Краснодара, что будут услышаны призывы Президента России Владимира Путина не мешать частному предпринимательству нормально развиваться, оказывать ему помощь и поддержку.