Без этого просто невозможно сохранить стабильность системы газоснабжения региона.
МЫ так привыкли к благам цивилизации, что отсутствие даже одного из них воспринимается нами как катастрофа.
С другой стороны, если предприятие или частное жилище полностью зависит от газа, падение давления действительно беда. Останавливается производство, население мерзнет, а если придавит мороз, начинают лопаться трубы отопления, одним словом, наступают разрушительные последствия, порой необратимые. В последнее время в прессе активно обсуждается проблема, сложившаяся в газовой структуре Ростовской области. Ведомства, которые должны стоять на страже наших с вами интересов, в первую очередь имеется в виду антимонопольный комитет, делают попытки как-то защитить потребителей "голубого топлива" от произвола руководителей различных структур, транспортирующих, распределяющих, берущих плату за газ, поступающий во все отрасли народного хозяйства и физическим лицам. Если задаться целью и посчитать всех, кто причастен к процессу, получится внушительное число. Безусловно, на верхушке этой пирамиды находится ОАО "Газпром". Ну, а дальше "Мострансгаз", "Межрегионгаз", региональные компании по реализации газа, облгазы и горгазы. И это далеко не весь перечень. Ситуация напоминает известную историю про семь нянек.
Один из основных субъектов, причастных к распределению газа в Ростовской области, - ООО "Ростоврегионгаз", учрежденный, напомним, ООО "Межрегионгаз", комитетом по управлению госимуществом Ростовской области, ООО "Ресурс-МРГ".
До недавнего времени можно было говорить о том, что ситуация с газом на Дону более или менее благополучная. В 2002 году "Ростоврегионгаз" поставил в нашу область 6 миллиардов 482 миллиона кубических метра природного газа. Из этого объема 66 процентов использовали промышленные потребители и 34 процента - население. Конечно, были перебои со снабжением предприятий, и горячая вода порой покидала наши квартиры в холодное время года. Но все же специалисты отмечали, что постепенно все налаживается. Да и невозможно было ожидать, что газовую отрасль минуют трудности переходного периода, который, прямо скажем, подзатянулся.
Итак, что же нас ждет предстоящей зимой?
Еще раз вернемся к истории вопроса. "Ростоврегионгаз" стал правопреемником Ростовского филиала "Межрегионгаза" в 1999 году. И, как у нас водится, унаследовал немалые долги последнего перед поставщиками. Долг складывался в основном из недоимок с потребителей. И вот теперь, взяв кредиты под немалые проценты и частично рассчитавшись с задолженностями, "Ростоврегионгаз" подвергся резкой критике и попал в положение "ответственного за все". Между тем, по словам Натальи Стаценко, руководителя "Ростоврегионгаза", в настоящее время ООО "РРГ" является основным поставщиком газа в Ростовскую область, но напрямую реализует газ только крупным потребителям. В соответствии с указом Президента от 28 апреля 1997 года "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" и постановлени-
ем Правительства от 22.05.02.
328 предполагается длинную цепочку перепродажи газа разорвать и передать функцию реализации газа всем категориям потребителей "Ростоврегионгазу". Но есть и оппоненты данного процесса. В конце концов, если они докажут свою правоту, все равно придется идти законным путем, и никак иначе.
- На сегодняшний же день происходит вот что: у некоторых потребителей и посредников прослеживается желание, не меняя ситуацию с задолженностями, заказывая на всякий случай объемы газа, которые впоследствии не выбираются, получать газ по ценам ФЭКа, - говорит Наталья Стаценко. - Но ведь жизнь не стоит на месте, меняется цена на газ, изменяется курс национальной валюты, общая ситуация в экономике. Без строгой системы поставки, учета и контроля в такой отрасли, как газовая, не обойтись. Для недисциплинированных потребителей, хотят они того или нет, введена система повышающих коэффициентов при оплате за объемы, превышающие ими же заявленные лимиты. Тем предприятиям, которые берут газ на коммунально-бытовые нужды, "Ростоврегионгаз" повышающие коэффициенты не применяет. Этот механизм работает только в отношении предприятий-"переборщиков" лимитов газа. Дело здесь вовсе не в попытках получить дополнительную прибыль. Задача совершенно иная - уйти от вакханалии. Когда "Ростоврегионгаз" стал заниматься проблемами платежей, процент оплаты за потребленный газ составлял всего лишь два процента! Теперь же оплата практически стопроцентная.
Система газоснабжения сложна, как никакая другая. Потребление газа колеблется в зависимости от сезона и еще многих факторов. Если не спланировать объемы поставки газа в определенные территории заранее, то неизбежны перепады давления. А это ведет к срывам поставок газа потребителям. Вот и получается, что кто-то, заказывая дополнительные лимиты на всякий случай и затем от них отказываясь, приводит ситуацию с газоснабжением к критической. Механизм отказа от заявленных лимитов на сегодняшний день достаточно прост - нужно только составить протокол разногласий. А то, что люди останутся без газа - это уже никого не волнует. А ведь газовщики должны рассчитаться за договорные объемы. Выход один - те, кто хочет получить газ сверх заявленного раннее лимита, должны покупать его по рыночным ценам у независимых поставщиков. Если не потрудились рассчитать заранее реальные лимиты, не надо искать виновных на стороне. Это элементарная экономическая дисциплина, отсутствие которой пытаются оправдать разговорами о монополизме газовиков.
Поэтому "Ростоврегионгаз" вынужден вести жесточайший контроль лимитов потребления. Без этого просто невозможно сохранить стабильность системы газоснабжения региона, да и всей страны.
Газовщики создали круглосуточную диспетчерскую службу, которая составляет сводки о режимах потребления. Благодаря такому строгому контролю в нашем регионе зимой ни одно предприятие или жилой дом не остались без тепла.
- "Межрегионгаз" уже 4 года не является поставщиком, а задолженность как от правопреемников требуют с нас, - говорит Наталья Стаценко. - Чтобы расплатиться, мы ежемесячно берем кредиты, проценты огромные, и при этом мы все-таки держим ситуацию под контролем. Финансовые потоки должны стать прозрачными, открытыми для всех, чтобы понять, из чего складывается задолженность. Ведь население в основном рассчитывается сполна.
В чем заключается прозрачность финансовых потоков? В полной модернизации системы учета, в создании обширной базы данных, единой программы, позволяющей отслеживать процедуру взаиморасчетов буквально ежедневно. В указе Президента РФ от 28 апреля 1998 года сказано: "В рамках Российского акционерного общества "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям этого акционерного общества и по видам их деятельности и будет обеспечена "прозрачность" формирования затрат по всей "газовой цепочке".
Не в последнюю очередь делается это для того, чтобы привлечь инвесторов, ведь отрасль должна развиваться. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 26 июля сказано: "Особое внимание Правительства РФ будет направлено на структурную перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Главными целями внешнеэкономической политики станет дальнейшая интеграция России в международную систему разделения труда и содействие структурной перестройке экономики. Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации и завершение переговоров о вступлении России в ВТО".
Вот что говорит Наталья Стаценко:
- Разделение надбавки за транспортировку газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги обеспечит публичность цен и правил их определения. Это просто требование времени. При этом нас упрекают в том, что мы хотим отобрать у горгазов "финансовый ручеек", за счет которого они поддерживают газовое хозяйство. Мы предложили горгазам заключить с нами договор на транспортировку газа со стопроцентной предоплатой.
Я допускаю, что на рынок Ростовской области придут независимые поставщики, но надо учитывать, что торговать они будут по рыночным ценам. А "Газпром" торгует по ценам, которые установил ФЭК, они регулируются государством. Мы абсолютно не против конкуренции. Но надо учитывать, что транспортное плечо, по которому поступает к нам газ из Сибири, очень большое и, как следствие, велики расходы по транспортировке газа.
Хотелось бы сказать о том, что "Ростоврегионгаз" выступил заказчиком строительства газопровода в Тарасовском районе, эта ветка позволит подавать газ, добываемый в Ростовской области, в те районы, где есть острая нехватка: Белокалитвенский, Каменский районы, в город Донецк Ростовской области. Таким образом, мы способствуем развитию Тарасовской группы газовых месторождений. И у нас нет ни малейшей заинтересованности в том, чтобы тормозить развитие газодобычи на местных месторождениях.
Можно по-разному относиться к заявлениям руководителей различных экономических групп, и деятельность того же "Ростоврегионгаза", наверное, не безупречна. Есть, вероятно, резервы для улучшения работы. Но нельзя не согласиться с директором "Ростоврегионгаза", что решение проблем, связанных со снабжением газом потребителей, должно находиться в рамках правового поля. Существуют Указ Президента, нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов экономики, в том числе естественных монополий. И пока они действуют, их следует выполнять.
- Мы не настаиваем на одностороннем расторжении договоров между горгазом и потребителем, - говорит Наталья Стаценко. - Это происходит автоматически, в связи с тем, что на государственном уровне приняты законодательные акты и действуют нормы Гражданского кодекса. Руководствуясь законом, потребитель должен будет заключить договор со структурой, уполномоченной на это государством. Газ нужен всем, и решение вопросов в этой сфере необходимо принимать взвешенно и сообща.
Ну что ж, остается надеяться, что ведомства найдут решение вопросов, накопившихся в такой жизненно важной сфере, как газовая отрасль, а мы, потребители, не будем страдать от холода в своих квартирах зимой.