29.08.2003 14:37
Поделиться

Тонущих спасать некому

У южной природы есть одна особенность: она действует на человека как успокоительные пилюли. Из-за этого чаще всего и происходят морские трагедии.

Вспомнить хотя бы недавний случай, наделавший немало шуму. Молодая семья из Ижевска решила искупаться в устье реки Мзымта в месте ее впадения в Черное море. В считанные минуты из четверых утонули трое. Спасателям, примчавшимся с соседнего пляжа, удалось извлечь из воды и вернуть к жизни только девятилетнего мальчика.

Можно сказать, что виной всему беспечность погибших родителей, выбравших неудачное место для купания. Но жители близлежащих домов говорят, что, если бы в этом месте, где после обильных дождей нередко возникают буруны, стояли щиты, предупреждающие об опасности, трагедии, возможно, не случилось.

Никакими мерами безопасности не охвачены дикие пляжи. Впрочем, нельзя сказать, что спасатели дежурят повсюду на пляжах "цивильных".

- В советское время в Сочи планировали создать десять спасательных станций, оборудованных всей необходимой техникой и полностью укомплектованных штатом, - рассказывает начальник Сочинской центральной спасательной станции Валерий Куновский. - Теперь об этом забыли. А у нас как было около ста пятидесяти километров побережья, так и осталось.

Сейчас на крупнейшем российском курорте реально существуют шесть станций. На них приходится всего 27 матросов, водолазов-спасателей и шесть руководителей. Это те люди, которые обязаны лезть в воду в случае ЧП. Расстояние между станциями - несколько десятков километров. В прежние времена этот недостаток компенсировался постоянным патрулированием на катерах. Теперь по причинам материально-технического характера оно стало невозможным. Служба содержится по остаточному принципу, за последние 15 лет перебрасывалась от одного ведомства к другому. Сейчас она относится... к Министерству природных ресурсов, поскольку на пляжных спасателей возложили и проведение природоохранных мероприятий.

Как "золотые" здесь вспоминают годы, проведенные под началом Министерства жилищно-коммунального хозяйства: не было никаких проблем ни с финансированием, ни с покупкой катеров и водолазного снаряжения. Ныне престиж профессии упал, стала смехотворной зарплата. По сию пору "фигурируют" оклады в 500-900 рублей, а единственная легальная подработка - расчистка морского дна - дает спасателям-водолазам дополнительно около трех тысяч рублей в месяц, да и то только в период купального сезона. Но чтобы "выйти" на оклад 900 с небольшим рублей, нужно прослужить три-четыре года, сдать квалификационные экзамены и получить разряд водолаза первого класса. Потому-то спасатели говорят, что скоро служба останется без профессионалов, как только нынешние доработают до пенсии.

При этом на каждые 200 метров работающего пляжа положено иметь трех спасателей. Сегодня это требование могут обеспечить только некоторые состоятельные организации, имеющие собственные - ведомственные - пляжи.

Безопасней всего купаться, что признают и "государственные" спасатели, в аквапарках. За время их существования - ни одного несчастного случая. Это и понятно: платят здесь хорошо, устроиться на работу не так-то просто, поэтому выбирают лучших.

На "общих" и "диких" пляжах картина иная. В прошлом году у берегов Сочи утонуло 109 человек. Большинство погибших утонули в реках. Почему-то туристы считают горные речушки безобидными. Перебравшись вброд на какой-нибудь островок, они разводят там костры и устраивают пикники. И очень пугаются, если средь бела дня под ясным солнышком их "полянка" вдруг оказывается отрезанной ревущими потоками воды: в горах прошел дождь. Пару недель назад, чтобы вытащить довольно большую группу таких "робинзонов", пришлось привлекать силы МЧС.

К обычным причинам гибели людей в море - купанию в опасном месте, по пьяному делу или в шторм - добавились и технические: носящиеся повсюду гидроциклы и скутеры. Одно время в пляжной зоне они творили беспредел: под винтами этих скоростных маломерок гибли люди, особенно дети. Но после принятых мер по обузданию морских наездников купаться стало спокойнее.

- Смертельных случаев за последние два года, причиной которых были бы маломерные суда, у нас не зарегистрировано, - говорит инспектор сочинской госинспекции по маломерным судам (ГИМС) Сергей Жирков. - Это касается не только гидроциклов, но и катеров, моторных лодок, парусных судов. А их на сочинском участке несколько тысяч. А вот нарушений хватает. В основном нарушают правила маневрирования и движения в зоне купания, управляют судном без документов или доверяют управление неподготовленным лицам.

Нередкое явление в сочинских водах - "джигитовка" на гидроцикле в пьяном виде. За "художества" в пляжной зоне за неполные два месяца инспекцией задержано и отправлено на штрафную стоянку 44 судна.

Расслабляться у моря можно и нужно. Но забывать, что оно называется водной стихией, не следует. И полагаться, ввиду отсутствия современной службы спасения, надо на собственный здравый смысл.